Банк домохозяек
Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) на прошлой неделе опубликовал новую порцию результатов своей деятельности. На сей раз дело касается швейцарской «дочки» британского банка HSBC, а точнее, счетов клиентов private banking, открывавших их в 1999–2007 гг., на которых хранилось более $100 млрд.
Сама по себе информация об этих счетах «утекла» из банка достаточно давно, в 2008 г., когда ее банально украл и передал властям Германии за 2,5 млн евро экс-сотрудник IT-отдела банка Эрве Фальчиани. После немцев данными заинтересовались и прокуратуры других европейских стран, не говоря уже о США. Затем в какой-то момент сведения очутились у газеты Le Monde, передавшей их ICIJ с условием, что консорциум привлечет журналистов из разных стран и разберется с каждой буквой и цифрой этих данных.
В российской части списка клиентов HSBC оказалось более 700 имен, с данными о счетах которых в рамках сотрудничества с ICIJ работали «Ведомости». Ими было установлено, в частности, что среди российских клиентов банка нет первых лиц государства и крупных политических фигур, но есть бывшие чиновники, сотрудники госкомпаний, госбанкиры и их родственники. У некоторых из них в 2006–2007 гг. на счетах было более $1 млн.
Газета утверждает, например, что бывший замминистра энергетики Петр Нидзельский имел $11 млн на счетах компаний, связанных с ныне ликвидированными английскими Forehold Limited и Finahold Limited. На счете члена совета директоров «Газпрома», экс-главы Мингосимущества Фарита Газизуллина было $3,6 млн. Бывший председатель Фонда социального страхования и замруководителя Федерального агентства по здравоохранению Юрий Косарев хранил на счете в 2006–2007 гг. $2,5 млн. Сын бывшего зампреда правления «Газпрома» Вячеслава Шеремета Вадим располагал к 2007 г. $10,4 млн на счете в банке и владел долей в некоторых поставщиках и подрядчиках «Газпрома» вместе с детьми бывшего тогда премьером Виктора Черномырдина. Шеремет рассказал изданию, что у него действительно был такой счет, но сам он не зарабатывал на контрактах с «Газпромом». Клиентами HSBC являлись также бывший президент «Роснефти» Сергей Богданчиков и бывший вице-президент «Роснефти» Анатолий Локтионов. Этими именами списки, конечно, не исчерпываются. Подавляющее число фигурантов не стали давать комментариев или оказались недоступны для журналистов.
Можно не сомневаться в том, что вопрос заглохнет очень быстро. Во-первых, это все несвоевременно, во-вторых, в то время не действовало никаких запретов на то, чтобы иметь счета в иностранных банках, а что касается сумм на этих счетах, которые кому-то могут показаться слишком значительными для госслужащих и сотрудников госкомпаний, то, когда кажется, говорят, креститься надо.
Утрата доверия
Более значительные последствия нынешние разоблачения ICIJ могут иметь для самого HSBC и private banking вообще. Прежде всего не может не быть подорвано доверие к банку со стороны клиентов. Как демонстрируют попавшие к ICIJ записи, многие из клиентов совершенно очевидно были озабочены вопросами конфиденциальности. Например, один из них, некий врач из Канады, когда ему нужно было приехать на встречу со своими банкирами в Цюрих, летел до Парижа, а в Цюрих добирался уже на машине, чтобы его сложнее было отследить. В самом банке это стремление к тому, чтобы сохранить все в тайне, даже называли параноидальным. При этом всех клиентов банкиры заверяли в безусловной безопасности и вкладов, и информации о них.
Кроме того, для банка это, можно сказать, вторая серия. По итогам расследования, проведенного налоговыми инстанциями и прокуратурами некоторых стран на основе этих документов, сам банк в 2012 г. уже выплатил, например, властям США $1,9 млрд за урегулирование гражданских и уголовных обвинений, связанных с тем, что HSBC помогал клиентам уходить от уплаты налогов в полном объеме, в том числе и через офшорные фирмы. В связи с этим с британских клиентов банка по состоянию на сентябрь 2014 г. взысканы налоговые недоимки на 135 млн фунтов стерлингов, с испанских – 220 млн фунтов стерлингов, с французских – 188 млн фунтов стерлингов. Не далее как в августе 2014 г. аргентинские налоговые власти провели обыски в офисах HSBC в Буэнос-Айресе, а главный налоговик страны, как сообщала The Buenos Aires Herald, обвинил банк в выстраивании мошеннических схем и сокрытии сведений от регулятора.
Новая волна расследования, поднятая ICIJ, может вынести на поверхность кое-что из того, что до сих пор оставалось скрытым или недооцененным. Как констатирует ICIJ, банк с готовностью обслуживал денежных клиентов, имена которых в негативном ключе упоминались в документах ООН, в судебных документах и в СМИ и связывались с контрабандой оружия, торговлей так называемыми «кровавыми» алмазами (камни, добытые в зонах военных действий, деньги от продажи которых идут на финансирование полевых командиров; термин часто применяется в отношении Африки. – Прим. «Ко).
Если судить по попавшим к ICIJ записям, однажды в HSBC почувствовали себя напряженно в связи транзакцией на 20 млн евро от одного бизнесмена из Сербии. Но в итоге ему лишь сообщили, что банк не очень комфортно себя ощущает в связи с переводами на такие суммы и предпочел бы транзакции помельче. Как пишут журналисты ICIJ, бизнесмен отнесся к волнениям банкиров с пониманием и обещал дробить поступления.
Тина Тернер – не американка!
Неразборчивость в плане клиентов привела к почти анекдотической истории. Как установили в ICIJ, в HSBC обслуживали и фигурантов списков особо разыскиваемых Интерполом преступников, и президента правления работающего под эгидой Интерпола фонда Foundation Элиаса Мурра, прежде бывшего министром обороны Ливана. Кстати, на счету последнего в 2007 г. числилось $42 млн. Представитель Элиаса Мурра сообщил ICIJ, что это состояние семьи, а ее счета в Швейцарии появились еще до рождения Элиаса Мурра.
Некоторых своих клиенток, владелиц миллионных состояний, HSBC характеризовал в документах как домохозяек, других такого же калибра вкладчиков – как студентов или, вообще, «людей без специальности» – словом, тех, у кого по определению не может быть регулярных значительных денежных поступлений. Домохозяек в файлах, попавших к ICIJ, оказалось более 7300, остальных «бездоходных» – что-то около 4000.
Какие-то счета вообще неизвестно как оказались в HSBC в Швейцарии. Голливудская звезда Джон Малкович, например, сообщил, что понятия не имеет, откуда там его счет, и предположил, что это как-то связано с пирамидой Мэдоффа, а представитель британской актрисы Джоан Коллинз отметил, что счет был открыт в Лондоне, а потом, без указания на то Джоан Коллинз, деньги перевели в Швейцарию.
Проведенный ICIJ анализ данных вскрыл и вовсе любопытные, хотя и совершенно некриминальные факты вроде того, что рок-звезда Дэвид Боуи с 1976 г. – налоговый резидент Швейцарии, а Тина Тернер живет там уже два десятка лет, отказавшись в 2013 г. от гражданства США.
Сам HSBC в ответ на обращение ICIJ сначала потребовал уничтожить файлы, но в дальнейшем пришел в себя и разразился заявлением, суть которого заключается в том, что все это было давно, и с тех пор в индустрии и в банке многое изменилось. В частности, было подчеркнуто, что банк выполняет требования по обмену информацией с «релевантными органами» и стремится обеспечивать прозрачность своих клиентов с опережением даже по сравнению с требованиями регуляторов. Не приходится удивляться тому, что по сравнению с 2007 г. число клиентов HSBC в сфере private banking в Швейцарии сократилось почти на 70%.
Осталось дождаться весны. В апреле, как сообщило в январе издание The Wall Street Journal, намечено обнародовать данные мониторинга изменений в HSBC. По сведениям The Wall Street Journal, они не будут очень обнадеживающими.