Банки первого эшелона против маркетплейсов

18.10.202416:25

«Банки первого эшелона стали побаиваться маркетплейсов», — эта фраза главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной стала отражением ключевой темы форума FINOPOLIS-2024, проходящего в Сочи. К ней так или иначе сводились все финансовые дискуссии. Говорили о регуляторике, об инновациях, о конкуренции или платежной безопасности, возвращались к противостоянию «биг-банков» и бигтеха. 

«Финтех — это растущая проблема, с которой пока неизвестно что делать, — заявил в ходе пленарной сессии форума глава ВТБ Андрей Костин. — Все технологические гиганты создают или покупают “банчки”, аккумулируют платежи. Попытки как-то ограничить это требуют тесной работы ФАС, минпромторга, ЦБ, и я пока не представляю, как это можно сделать». 

По словам Костина, договориться банкам с большими цифровыми платформами не получается. «Сколько мы ни плясали вокруг маркетплейсов, сотрудничества не получилось. Банкам предстоит искать свое место», — посетовал глава одного из крупнейших банков страны. 

Президент Сбера Герман Греф призвал «не пугаться», так как государство когда слышит эти разговоры, начинает от страха регулировать отрасль, а страна в результате теряет конкурентоспособность и лидеров. 

Однако и по его словам кое-что поправить в законодательстве не мешает. По мнению Германа Грефа, для новых технологических игроков сегодня в России есть определенные преференции: они не отягощены историческими регуляторными нормами. В качестве примера глава Сбера привел Почту России, которая проиграла конкуренцию маркетплейсам именно из-за строгих правил регулирования (невозможность привлекать на работу самозанятых, жесткие условия растаможивания грузов и т.п.).

Решением проблемы будет, по мнению Германа Грефа, не навешивать гири на новых игроков, а освобождать традиционных, создавая равные условия для инновационного поиска. Положительный опыт имеется: по развитию биометрических сервисов Россия сегодня обгоняет даже более цифровизированный Китай. «До конца 2024 года 25% всех транзакций будет делаться без карточек», — подчеркнул Герман Греф. И призвал регулятора двигаться по пути смягчения условий для всех, что уберет и неравенство.

Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян классифицировал ситуацию не как дискриминацию, а усиливающуюся конкуренцию. И его поддержала глава ЦБ. Эльвира Набиуллина рассказала, что банки первого эшелона побежали жаловаться, что вместо партнерства с существующими финансовыми игроками цифровые площадки заводят собственные сервисы, которые предлагают преференциальные условия для клиентов. При этом многие из банков имеют разнообразные программы лояльности для пользователей.

У Ваэ Овасапяна было две новости для банкиров, и обе плохие.

Первая: высокотехнологичным компаниям выгоднее создавать свои банки и писать для них ПО с нуля. «Мы первоначально строили финтех по модели white label, но потом поняли, что клиент хочет более качественного сервиса, быстрой коммуникации в одном окне. Поэтому в 2021 году мы купили банк и начали создавать собственную инфраструктуру», — рассказал Ваэ Овасапян. 

Вторая новость: в стране начался масштабный финтех-ренессанс. Свои банки есть у Яндекса, Wildberries, строительной компании «Самолет», то есть платежная инфраструктура и финансовые сервисы развиваются не только в сфере электронной коммерции.

Дружба против

Именно в противостояние с бигтехами банки выходят единым строем несмотря на то, что по многим другим вопросам имеют разногласия. У Эльвиры Набиуллиной есть объяснение этой внутривидовой конкуренции. Скоростная цифровизация крупнейших банков в последние годы была похожа на золотую лихорадку, отметила глава ЦБ в ходе пленарной сессии. Лидеры пытались застолбить лучшие участки, создавали инфраструктуру и предлагали ее государству в обмен на эксклюзивность своих услуг. Это привело к тому, что в настоящее время в лице ЦБ часть компаний видят своего прямого конкурента. 

«Когда бизнес начинает конкурировать с государством, доверия не может быть никакого. А сейчас государство пытается конкурировать», — заметил президент Сбера. В этом случае, по словам Грефа, у бизнеса пропадают стимулы к инновациям. «В государственные прорывы я не верю. По крайней мере в нашей истории такого не было», — подчеркнул глава крупнейшей в стране финансовой компании и отметил, что «у нас с правительством разрыв во всем».

Так стартовала короткая и «деликатная», по оценке Эльвиры Набиуллиной, дискуссия об универсальном QR-коде для платежей (законопроект уже разработан ЦБ, но регулятор еще обсуждает детали с игроками рынка, так как Сбербанк, Альфа-банк и Т-Банк развивают собственные решения на основе QR-кода). 

Спор вокруг этого формата не стоит представлять как битву регулятора с консорциумами банков за контроль над рынком. «Наша задача — не подменять частных игроков, а создать равные инфраструктурные условия», — заверила глава ЦБ. Универсальный — это не продукт, а универсальный стандарт. 

«Мы за стандарты, но против монополии», — парировал Греф. 

Впрочем, в ВТБ монополистом сочетают сам «зеленый банк»: «Если один банк, каким бы большим он ни был, пытается нас, малышей, загнать под свою крышу, и определять стандарты, подходы и системы, то мы на это не согласимся, — возразил Андрей Костин. — ЦБ для нас не конкурент и мы готовы работать на равноудалении. Активно поддерживаем вопрос универсального куар-кода по стандартам центрального банка».

Он считает модель распределения полномочий, в которой Центробанк задает основные стандарты и администрирует опорную инфраструктуру, оптимальной. 

Впрочем, как сказал зампред российского правительства Дмитрий Григоренко, для рядового пользователя важна иконка на экране мобильного устройства, а кто стоит с той стороны и предоставляет услугу не так и важно. Он уверен, что государству и бизнесу придется договориться, иначе «мы будем обречены жить в зоопарке стандартов и сервисов». 

Стандартизация и новые рамки регулирования необходимы и с точки зрения кибербезопасности, особенно с учетом того, что ИТ убежало вперед регулирования. 

По словам сооснователя Cyberus Юрия Максимова, около 95% компаний можно взломать с ощутимым для них потерями, а себестоимость атаки при этом составит несколько миллионов рублей максимум. Бизнесу, власти и конечным потребителям в ближайшее время предстоит сделать цивилизационный выбор между безопансостью и цифровизацией.

По словам Максимова, многие российские компании строили архитектуру безопасности по инструкциям западных вендоров, которые эксплуатируют инструменты тотального контроля над потребителем. В критических решениях есть функционал «красной кнопки», то есть отключить продукт может и производитель ПО и с большой вероятностью хакер.

Поскольку главное преимущество «цифры» — суверенность и безопасность, новые решения должны создаваться с этих позиций. При этом образно говоря каждый автолюбитель не должен собирать свой автомобиль самостоятельно, множа риски катастрофических событий. для себя и окружающих, а пользоваться проверенными элементами, работая в доверенной среде. Ее создание — уже общая задача рынка, на котором пока есть и банки, и финтех.