Top.Mail.Ru
финансы

Банки уходят в соцсети: ВТБ запустил цифровой банк в VK

Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

ВТБ стал вторым крупнейшим российским банком, который решил предоставлять услуги через «ВКонтакте». До конца апреля группа запустит в соцсети полноценный онлайн-банк. Изначально для этих целей должен был использоваться Telegram, однако планы изменились после вступления в силу законодательных поправок.

Онлайн-банк ВТБ будет работать на платформе чат-ботов в «VK мессенджере», рассказал ТАСС заместитель президента — председателя правления ВТБ Анатолий Печатников. С помощью сервиса внутри соцсети клиенты банка смогут совершать более 80% повседневных финансовых операций. В их числе — проверка баланса карт и счетов, а также денежные переводы.

Также сервис позволит быстро переводить деньги через СБП или оплачивать налоги, штрафы, квитанции за услуги ЖКХ и другое. При этом время на проведение операций сократится вдвое по сравнению с интернет-банком, подчеркнул Печатников.

В будущем группа также планирует расширять функционал онлайн-банка, чтобы доводить его до полноценного аналога мобильного приложения. По прогнозам ВТБ, уже в этом году аудитория нового сервиса вырастет до 100 тысяч клиентов.

Как это работает 

Банк в VK доступен в мобильной версии соцсети на всех устройствах, включая смартфоны на iOS и Android. Чтобы им воспользоваться, необходимо найти официальную страницу ВТБ в VK, открыть диалог с чат-ботом и нажать на кнопку «ВТБ Онлайн». 

После этого пользователю необходимо авторизоваться в личном кабинете банка. Если в течение пяти минут после этого он не совершает каких-либо действий, то сессия автоматически завершится, отмечает Frank Media.

Неудача с Telegram

Изначально ВТБ планировал развивать онлайн-банк в мессенджере Telegram. Об этом группа объявила в начала 2023 года. Банк дал клиентам возможность проводить через Telegram ряд операций (просматривать баланс карт и счетов, осуществлять переводы по СБП). Позднее группа планировала также добавить функции оплаты по QR-коду, переводы между своими счетами и другое.

Однако в марте в силу вступили поправки к закону, который запрещает ряду организаций использовать иностранные мессенджеры для передачи платежных документов и персональных данных россиян. Роскомнадзор составил список соцсетей, которыми больше не могут пользоваться российские банки. В перечень, помимо Telegram, попали WhatsApp* и Viber.

Работать в Telegram планировал и другой крупный российский банк — Альфа-банк. В кредитной организации ранее заверяли, что проводимые операции в мессенджере безопасны, поскольку у того нет доступа к личным данным пользователей. После вступления в силу законодательных поправок Альфа-банк первым в России начал развивать банкинг в VK.

В соцсети клиенты банка могут посмотреть историю трат и поступлений на счет, осуществлять переводы, а в ближайшее время будут иметь возможность оплачивать товары по QR-коду. В банке утверждают, что система защиты персональных данных в таком сервисе ничем не отличается от его приложения и мобильного банка.

Зачем банкам соцсети

В условиях международных санкций и бойкота со стороны иностранных компаний банкинг в мессенджерах стал «запасным вариантом» для кредитных организаций. Например, в ВТБ такие онлайн-банки называют «надежной альтернативой» на фоне удаления мобильного приложения из App Store.

Там также подчеркивали, что банк в мессенджере работает на базе чат-бота и доступен на смартфонах любых операционных систем. При этом vc.ru отмечал, что его услугами могли воспользоваться только клиенты с российским IP-адресом.

В общей сложности количество банков, ведущих коммуникацию с клиентами через Telegram, выросло в 2022-м в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. К осени Telegram-боты были примерно у 13% из 102 крупнейших по активам российских банков. Среди них — Альфа-банк, ВТБ, «Сбер», Райффайзенбанк, Промсвязьбанк и другие.

*Принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ