«Банкинг» для «Балтики»
Пивоваренная компания «Балтика» подписала контракт с «Ростар» – дочерней компанией «Русского алюминия» – о поставках баночной тары сроком на шесть лет. В принципе в этом соглашении нет ничего необычного. За исключением того, что сравнительно недавно «Балтика» и «Русал» были непримиримыми оппонентами.
В ноябре 2001 года российское правительство приняло постановление о двукратном повышении таможенных пошлин на алюминиевые банки. На тот момент крупнейшим их импортером была «Балтика». Пивовары тут же опубликовали пресс-релиз, в котором намекнули, что решение принято «в угоду увеличения прибылей одного производителя-монополиста». Из двух российских производителей банок – компаний «Рексам» и «Ростар» лоббистскими возможностями действительно обладала только «Ростар». «Балтика» даже отказалась от закупок тары у «Ростар» в пользу «Рексама» и сделала все возможное, чтобы понизить пошлины. И в марте этого года правительство снизило ставки – почти до прежнего уровня. Правда, к этому времени «Балтика» подготовила проект создания собственного баночного производства.
Спустя полгода противники помирились. Сложно сказать, что больше повлияло на сближение позиций – знакомство президента «Балтики» Таймураза Боллоева и владельца «Русала» Олега Дерипаски (оба бизнесмена являются членами правления РСПП и совета по предпринимательству при правительстве России) или банальный коммерческий расчет. Строительство баночного предприятия обошлось бы «Балтике» согласно проекту примерно в $30 млн. Между тем финансовые показатели компании, открывшей в этом году два новых пивкомбината, выглядят сегодня далеко не блестяще. За январь – июнь «Балтика» продала пива на $336 млн (на 5,5% меньше, чем за тот же период прошлого года), а ее чистая прибыль составила $64,4 млн (на 11% меньше, чем в 2002 году).
Очевидно, контракт с «Ростар» показался компании более заманчивым, чем с европейскими поставщиками. «Дочка» алюминиевого магната обязалась на 50% обеспечивать потребности партнера в баночной таре. «Здесь есть и логистические, и маркетинговые преимущества», – пояснил «Ко» директор по развитию сырьевых ресурсов «Балтики» Артем Богославский. Дело в том, что почти достроенный новый завод «Ростар» расположен поблизости от головного предприятия «Балтики» – во Всеволожске Ленинградской области. И к тому же стороны договорились совместно потратить не менее $5 млн на рекламную кампанию баночной «Балтики». На пресс-конференции по поводу подписания контракта не прозвучало и намека на прошлые разногласия. «Нам приятно работать с такой динамичной компанией, как «Балтика», – заявил гендиректор «Ростар» Павел Ульянов. Как выяснилось, партнеры даже обратились к правительству с предложением продлить на 2004 год льготный режим импорта алюминиевых банок.
Помнится, кто-то из знаменитых мафиози говорил: «У денег есть замечательное свойство – они смывают обиды».