Банковская система по состоянию на 1.01.1999
Крупнейшие российские банки
Основные характеристики банковской системы
Структура активов банковской системы
Структура пассивов банковской системы
Самые бюджетные банки
Банки с наибольшим отрицательным капиталом
Комментарии:
Банки устаканиваются (О нынешнем состоянии банковской системы)
Скажи мне свой номер (О рейтинге проблемности банков по версии ЦБ)
Технические примечания:
Методика подсчета основных показателей рейтинга
Что такое группы проблемности (Критерии Центробанка)
Крупнейшие российские банки (по размеру собственного капитала, на 01.01.1999)
No | Банк | Собствен-ный капитал, тыс. руб. | Ликвидные активы, тыс. руб. | Обязат-ва до востребо-вания, тыс. руб. | Вклады населен., тыс. руб. | Бюджетн. средства, тыс. руб. | Коэф-т ликвидности 1 | Коэф-т ликвидности 2 | Группа проблем-ности |
1 | Сбербанк России | 29008359 | 110433480 | 97586054 | 148568016 | 11879005 | 0,18 | 0,39 | 1 |
2 | Газпромбанк | 6477303 | 15576809 | 16531748 | 1116324 | 11603 | 0,40 | 0,41 | 2 |
3 | Внешторгбанк | 5703611 | 23469300 | 23397985 | 955518 | 163534 | 0,39 | 0,46 | 3 |
4 | ОНЭКСИМбанк | 4323486 | 3568136 | 15502905 | 192942 | 27068 | 0,10 | 0,26 | 4 |
5 | НРБ | 3605807 | 3044423 | 2176354 | 163515 | 36013 | 0,20 | 0,24 | 2 |
6 | СОБИНБАНК | 3540548 | 1857591 | 2387777 | 44906 | 203602 | 0,26 | 0,26 | 3 |
7 | АЛЬФА-БАНК | 3379780 | 3647340 | 6077692 | 1086751 | 1482698 | 0,17 | 0,18 | 2 |
8 | АК БАРС | 2467798 | 831839 | 344730 | 299512 | 93135 | 0,15 | 0,19 | 1 |
9 | МЕНАТЕП | 2429858 | 4161542 | 14470833 | 1785919 | 1900418 | 0,10 | 0,11 | 4 |
10 | Межпромбанк | 2423470 | 15198857 | 15292198 | 52755 | 27992 | 0,48 | 0,48 | 3 |
11 | СБС-Агро | 1889688 | 19707162 | 26457382 | 7012165 | 4045331 | 0,19 | 0,21 | 4 |
12 | Банк Москвы | 1513633 | 2625698 | 6703434 | 644901 | 1983204 | 0,23 | 0,24 | 2 |
13 | Гута-банк | 1295198 | 2829176 | 3073353 | 222607 | 3905 | 0,38 | 0,40 | 3 |
14 | Мост-Банк | 1151878 | 4718150 | 3960426 | 3236400 | 1237414 | 0,25 | 0,25 | 3 |
15 | Диамант | 1150659 | 1640599 | 648924 | 37444 | 0 | 0,65 | 0,66 | 4 |
16 | Росбанк | 1059477 | 3694595 | 4125674 | 1008419 | 123666 | 0,35 | 0,35 | 2 |
17 | Башкредитбанк | 960702 | 959258 | 1242697 | 246388 | 1490780 | 0,18 | 0,22 | 3 |
18 | Московский Индустриальный банк | 958362 | 653502 | 1089397 | 338743 | 111550 | 0,11 | 0,16 | 3 |
19 | Доверительный и инвестиционный банк | 942472 | 662483 | 564195 | 63134 | 20 | 0,39 | 0,40 | 1 |
20 | Промышленно-строительный банк | 940248 | 2433784 | 3672732 | 654498 | 231244 | 0,15 | 0,19 | 2 |
21 | БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ | 900054 | 3854611 | 8361863 | 2148926 | 88070 | 0,06 | 0,08 | 4 |
22 | ЧЕЙЗ МАНХЕТТЕН БАНК ИНТЕРНЕШНЛ | 797514 | 698472 | 248919 | 2170 | 0 | 0,44 | 0,88 | 2 |
23 | Международный Московский Банк | 775468 | 13221072 | 6398851 | 1134973 | 0 | 0,50 | 0,56 | 3 |
24 | Автобанк | 768580 | 642727 | 2319479 | 654165 | 516163 | 0,07 | 0,24 | 3 |
25 | МФК | 745900 | 1878931 | 1130496 | 60979 | 14 | 0,29 | 0,36 | 3 |
Полная версия рейтинга (15K)
Основные характеристики банковской системы (на 01.01.99), тыс. руб.
Капитал | 156853987 |
Суммарные обязательства | 1599208301 |
Ценные бумаги, вложения в ценные бумаги | 278442556 |
Вложения в долговые обязательства РФ | 183316255 |
Вклады населения | 208012384 |
Самые бюджетные банки (на 01.01.99)
Банк | Средства бюджета | Собств средства / средства бюджета | Средства бюджета / Обязательства | Группа проблемности |
Сбербанк России | 11879005 | 2,44199 | 0,12173 | 1 |
СБС-АГРО | 4045331 | 0,46713 | 0,15290 | 4 |
Банк Москвы | 1983204 | 0,76323 | 0,29585 | 2 |
МЕНАТЕП | 1900418 | 1,27859 | 0,13133 | 4 |
Башкредитбанк | 1490780 | 0,64443 | 1,19963 | 3 |
АЛЬФА-БАНК | 1482698 | 2,27948 | 0,24396 | 2 |
Мост-Банк | 1237414 | 0,93088 | 0,31244 | 3 |
Банки с наибольшим отрицательным капиталом
No | Название банка | Собствен. капитал, тыс. руб. | Ликвидные активы, тыс. руб. | Обязат-ва до востребо-вания, тыс. руб. | Вклады населения, тыс. руб. | Бюджетные средства, тыс. руб. | Коэф-т ликвид-ности 1 | Коэф-т ликвид-ности 2 | Группа проблем-ности |
1 | АГРОПРОМБАНК | -10521118 | 127705 | 649661 | 5103 | 522226 | 0,01 | 0,01 | 4 |
2 | Промстройбанк России | -2428241 | 1628204 | 5288903 | 1019526 | 1091738 | 0,18 | 0,23 | 4 |
3 | КОПФ | -2359052 | 245144 | 1068112 | 0 | 0 | 0,16 | 0,19 | 4 |
4 | Райффайзенбанк Австрия | -1850052 | 599750 | 1329498 | 0 | 0 | 0,20 | 0,44 | 4 |
5 | Межкомбанк | -1669280 | 771904 | 2189019 | 36842 | 537 | 0,16 | 0,26 | 4 |
6 | КРЕДИ ЛИОНЭ РУСБАНК | -1664414 | 2389545 | 814592 | 12585 | 0 | 0,33 | 0,43 | 4 |
7 | Совфинтрейд | -1375754 | 401210 | 2197107 | 6615 | 587 | 0,23 | 0,69 | 4 |
8 | МАПО-БАНК | -1033173 | 125364 | 511631 | 278417 | 30000 | 0,13 | 0,13 | 4 |
9 | Диалогбанк | -701497 | -632092 | 840447 | 238075 | 13 | -0,52 | -0,29 | 4 |
10 | Банк Австрия Кредитаншальт | -666853 | 384420 | 796257 | 203488 | 0 | 0,14 | 0,36 | 4 |
11 | Сосьете Женераль Восток | -600362 | 2637741 | 2022328 | 30035 | 0 | 0,55 | 0,64 | 4 |
12 | РИПАБЛИК НЭНШЛ БЭНК ОФ НЬЮ-ЙОРК (РР) | -567205 | 605982 | 413991 | 0 | 0 | 0,33 | 0,97 | 4 |
13 | ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) | -372419 | 6867732 | 1522823 | 79602 | 199 | 0,64 | 0,74 | 4 |
14 | БРИКО | -328593 | -828993 | 73016 | 9377 | 0 | -0,65 | -0,62 | 4 |
15 | Япы Токо Банк | -322647 | 71332 | 179769 | 52248 | 0 | 0,16 | 0,51 | 4 |
16 | КБ Обибанк | -240893 | 12410 | 355342 | 37 | 0 | 0,04 | 0,27 | 4 |
17 | РНКБ | -237894 | 37035 | 627075 | 110717 | 2272 | 0,03 | 0,04 | 4 |
18 | ЭЛБИМ БАНК | -214708 | 109411 | 431266 | 142748 | 0 | 0,20 | 0,20 | 4 |
19 | Кузбассоцбанк | -198413 | 35285 | 331554 | 317031 | 14953 | 0,04 | 0,07 | 4 |
20 | Прогресспромбанк | -148000 | 15356 | 234226 | 153118 | 2134 | 0,03 | 0,03 | 4 |
21 | Инвестиционный банк "Восток-Запад" | -141199 | 278047 | 516010 | 52918 | 0 | 0,29 | 0,30 | 4 |
22 | Тагилбанк | -139488 | 7559 | 79725 | 104710 | 224 | 0,03 | 0,03 | 4 |
23 | Текстиль | -120519 | -1598 | 121034 | 10 | 27 | -0,01 | -0,01 | 4 |
24 | СКБ-банк | -94950 | 108424 | 182698 | 63366 | 28964 | 0,24 | 0,25 | 4 |
25 | Сулак | -87265 | 60 | 100429 | 0 | 22 | 0,00 | 0,00 | 4 |
26 | Инкотрансбанк | -66496 | 4258 | 91733 | 436 | 339 | 0,04 | 0,04 | 4 |
27 | Банк "Орбита" | -53275 | -59895 | 40567 | 19176 | 0 | -0,31 | -0,31 | 4 |
28 | Информтехника | -47430 | 16893 | 275772 | 17877 | 0 | 0,05 | 0,17 | 4 |
29 | Воронеж | -47117 | -7198 | 49341 | 194647 | 3140 | -0,02 | -0,01 | 4 |
30 | Аэропорт | -30307 | 1408 | 48437 | 748 | 0 | 0,03 | 0,16 | 4 |
Банки устаканиваются
Денис Черкасов
Банковская система скорее мертва, чем жива
Посмотрите повнимательнее на список крупнейших банков. А еще лучше сравните его со списком, который мы публиковали в предыдущем выпуске «Компания-Банки» («Ко» N4 от 8 февраля). Свалка первых кризисных месяцев рассеивается. Пыль оседает, и банки постепенно двигаются к своим привычным местам, которые они занимали еще с докризисных времен. Тройка лидеров такая же, как и три месяца назад: в списке с отрывом лидирует Сбербанк, за которым на большом расстоянии почтительно следуют Газпромбанк и Внешторгбанк, финансовые показатели которых примерно одинаковы. Те, кто случайно оказался в списках крупнейших в конце прошлого года в результате банковского кризиса, постепенно оттесняются традиционными лидерами банковских хит-парадов. Единственными новичками, кому пока удается держаться в банковском top-20, остались Собинбанк (Москва) и АК «Барс» (Казань). Продолжает терять свои рейтинговые позиции «Российский кредит». Со времени прошлого рейтинга он опустился еще на три позиции - с 18-го на 21-е место. Тем временем стремительно возвращаются к вершинам могущества банки Владимира Потанина. Буквально за месяц Росбанк нарастил более чем на четверть свой собственный капитал и взлетел с 27-го на 16-е место в финансовой табели о рангах. Несколько увеличил свой капитал и другой банк «Интерроса» - МФК, правда при этом значительно снизив долю ликвидных активов.
Один из классиков марксизма-ленинизма, помнится, доказывал, что настоящая статистика хуже наглой лжи. И ведь, между прочим, был прав. Хотите доказательства? Вот вам пример из наших балансов: если посчитать долю ликвидных активов в балансах российских банков по всем международным правилам, рекомендованным Банком международных расчетов в Базеле, то получится, что россияне очень даже неплохо смотрятся на фоне своих зарубежных коллег. Среднее значение доли ликвидных активов колеблется где-то около 40%. При этом самый высокий показатель ликвидности среди развитых западных стран достигает 60% в странах Евросоюза, а самый низкий - в США и Канаде. Там он уже на протяжении нескольких лет держится на уровне 25 - 30%. Базельский коэффициент ликвидности зависит главным образом от того, насколько активно банки кредитуют нефинансовый сектор экономики - промышленность и торговлю: чем больше кредитов небанковским институтам, тем ниже коэффициент ликвидности.
Впрочем, радоваться российской статистике, естественно, не следует. Во-первых, высокая доля ликвидных активов в балансах банков означает, что, несмотря на все разговоры о необходимости кредитования реального сектора, это не более чем разговоры. Банки не хотят и не собираются кредитовать промышленность. Это ясно следует не только из показателей базельского коэффициента ликвидности, но и из структуры активов российских банков: кредиты предприятиям торговли и промышленности составляют лишь 18% от совокупных банковских вложений. Между тем в нормальной экономике выдача кредитов - главный банковский бизнес. Его-то в России и нет. Впрочем, корить российские банки за это не следует. Банкиры - бизнесмены, и их главная задача - максимизировать прибыль. А у вложений в реальный сектор по-прежнему низкая рентабельность и высокий риск.
Впрочем, и с ликвидностью на самом деле у российских банков не все в порядке. Вернее, все не в порядке. Чтобы быть до конца честными, мы исключили из расчета базельской формулы остатки по счетам первого порядка 501 «Долговые обязательства Российской Федерации». Именно на этих счетах комбанки учитывали приобретенные ГКО и ОФЗ. В итоге средний показатель банковской ликвидности падает до 19% (у многих крупных банков он на самом деле еще ниже - см. таблицу). Это означает, что российская банковская система скорее мертва, чем жива. И хотя агрегированный показатель ликвидности в целом по российской банковской системе отчасти напоминает среднюю температуру по больнице, он говорит о многом. В частности, о том, что большую часть формально высоколиквидных банковских вложений по-прежнему представляют реструктуризированные ГКО. И это при том, что всю прошлую осень ЦБ активно выкупал у банков замороженные гособлигации в ходе трех сессий крупномасштабных взаимозачетов. Более того, особенно напористые умудрялись во время кризиса получать в Банке России кредиты под залог замороженных ГКО. Даже после реструктуризации ГКО нельзя назвать ликвидными бумагами. Как известно, Центробанк установил на них лимит доходности (не более 120% годовых), и бумаги практически не торгуются на ММВБ и не используются в качестве залога.
О тяжелейшем банковском кризисе можно судить и по структуре активов. Примерно две трети темно-синего сектора «прочие активы» составляют невозвращенные в срок кредиты - банковские и промышленные. В следующий раз обещаем подробно рассказать, сколько именно денег зависло в российских банках.
Удивительный факт: несмотря на абсолютное недоверие российских граждан к нашим банкам, вклады населения остаются таким же важным финансовым ресурсом, как расчетные счета предприятий и организаций, - 12% совокупных банковских пассивов. Дело в том, что, скорее всего, это не новые вклады российских банков, а те, которые так и не удалось вернуть российским вкладчикам. В этой связи естественно предположить, что вклады населения еще долго будут занимать значительную долю в структуре привлеченного капитала. Ведь многие некогда крупные ритейловые банки приняли сверхльготные для себя программы реструктуризации задолженности перед населением - от трех до пяти лет.
Одним из немногих реально доступных российским комбанкам источников средств остаются средства федерального и региональных бюджетов (см. рейтинг самых бюджетных банков). Отметим, что банки, занимающиеся обслуживанием бюджетных средств, страдают в условиях кризиса меньше остальных. В основном в этой группе самые финансово благополучные банки. Впрочем, благополучие бюджетных банков является именно следствием права на обслуживание бюджетных счетов, а не причиной, по которой государство доверило им казенные деньги. Из 20 банков с самым большим остатком средств на бюджетных счетах, всего три с высоким, по версии ЦБ, уровнем проблемности («4»): СБС-Агро, МЕНАТЕП и ОНЭКСИМ. Однако перевести счета из этих банков не так-то просто. Например, чтобы забрать у ОНЭКСИМа право на обслуживание таможенных платежей, необходимо специальное постановление правительства. К тому же банк обслуживает счета таможни на платной основе и формальных претензий к нему нет. В случае с СБС дело обстоит иначе: большие остатки по счетам представляют собой по сути замороженные в банке средства. По уверениям руководства СБС-Агро, банк сейчас не может полностью выполнить свои обязательства перед бюджетом. Речь идет в первую очередь об обслуживании фонда льготного кредитования АПК и о перечислении налоговых поступлений.
Между тем обслуживание бюджетных счетов - практически единственный источник постоянного увеличения дешевых ресурсов. Нетрудно предположить, что именно за обслуживание бюджетных счетов будут конкурировать коммерческие банки. Например, в ближайшее время будет происходить жесткое противостояние между Банком Москвы и Мост-банком, которому на прошлой неделе мэр Москвы Лужков передал на обслуживание часть счетов бюджета столицы. Президент Банка Москвы Андрей Бородин уже выразил несогласие с таким решением. (Возможно, именно из-за шага мэра г-н Бородин попытался громко заявить о возможном слиянии с Мост-банком. В последнем, похоже, подтвердили факт переговоров лишь из вежливости.) Исход этой борьбы будет неизбежно отражаться на положении банков в нашем рейтинге.
Скажи мне свой номер...
Андрей Григорьев
Центробанк разделил все банки на группы проблемности
Пока амбициозные составители банковских рейтингов корпят над формулами надежности и устойчивости, всячески рекламируя свои догадки и скрывая промахи, Банк России вот уже полтора года применяет несложную и потому весьма наглядную систему оценки финансового состояния банков. Оказывается, все действующие банки можно разделить на четыре группы. Две из них - банки финансово стабильные: «банки без признаков финансовых затруднений» и «банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности»; еще две - проблемные банки: «банки, испытывающие серьезные финансовые трудности» и «банки, находящиеся в критическом финансовом положении». Так что теперь достаточно спросить у сотрудников того или иного банка: «Какой у вас номер?» - чтобы понять, стоит ли иметь с ними дело.
Правда, Банк России предлагает относить сведения о принадлежности к той или иной группе к разряду конфиденциальной информации. Однако не терять же вам свои деньги из-за мнительности (впрочем, вполне понятной) чиновников. К тому же некоторые банки (относящиеся, естественно, к первой группе), используют эту информацию в рекламных объявлениях. Ну а если на ваш вопрос в банке не ответят, можете почитать «Компанию-Банки». В публикуемом списке эти группы указаны для 200 крупнейших банков, а в следующем выпуске мы опубликуем данные по всем действующим российским банкам.
Кстати, применение методики ЦБ в известной степени опровергает угрожающие прогнозы представителей Банка России о том, что скоро в стране останется лишь 200 - 300 банков. Конечно, ЦБ может ввести жесткие требования по повышению капитализации, и тогда банков действительно останется 200, а может, и 20. Но пока из 1444 имеющих лицензию банков 971, то есть 67,2%, относятся к первой и второй группам - финансово стабильных банков. Почти такой же - 65% является доля финансово благополучных банков среди 200 крупнейших.
Что же касается уровня капитализации, то он действительно весьма скромен. Так, из банков 1-й и 2-й групп лишь у 45 (или у 4,6%) собственный капитал превышает 200 млн руб. (около $8,7 млн).
К тому же надо признать, что, как и любой рейтинг, распределение банков по группам проблемности имеет свои изьяны. Так, в «безнадежные» - четвертую группу - попали российские «дочки» целого ряда иностранных банков. Как правило, это (равно как и большие убытки многих из них) обусловлено тем, что иностранцы предпочитают не прятать в балансе убытки и другие негативные результаты деятельности. Так что в надежности, например, московского Дойче банка можно не сомневаться, даже несмотря на его «четверку». В то же время выставленная Сбербанку «единица» является скорее «внебалансовым» показателем: Банк России такой оценкой лишний раз подтверждает, что, несмотря на все трудности Сбербанка, с платежеспособностью (это видно хотя бы по коэффициентам ликвидности) у него все будет нормально и нового замораживания вкладов опасаться не стоит. Хотелось бы верить...
В целом же методика работает хорошо. Смотрите сами: у всех неплательщиков «четверки». Правда, не вполне понятны действия ЦБ. Ведь согласно его же нормативному документу к таким банкам должны применяться весьма жесткие меры. Однако что-то пока не слышно о том, чтобы против СБС-Агро, банков «Еврофинанс» или «Диамант» вводились хоть какие-то санкции, не говоря уже о столь жестких мерах, как ограничение круга операций, введение временной администрации или требование о рекапитализации.
Как мы это считали
Собственный капитал банка, ликвидные активы, обязательства до востребования, вклады населения подсчитаны в соответствии с Инструкцией №1.
Средства бюджета - средства бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных фондов, включая депозиты Минфина, финансовых органов субъектов РФ, а также государственных внебюджетных фондов федерального и местного значения: остатки по счетам первого порядка 401+402+403+404+410+411+412+413 (за исключением активных счетов).
Коэффициент ликвидности 1 считался как отношение ликвидных активов, подсчитанных согласно Инструкции №1, за минусом остатков по счетам первого порядка 501 «Долговые обязательства Российской Федерации».
Коэффициент ликвидности 2 считался как отношение ликвидных активов к совокупным активам комбанков.
ЧТО ТАКОЕ ГРУППЫ ПРОБЛЕМНОСТИ О критериях определения финансового состояния банков (Из письма Банка России № 457 от 28.05.97 г.)
В целях совершенствования методики банковского надзора за деятельностью банков и обеспечения лучших условий применения к ним адекватных мер надзорного реагирования все банки с точки зрения финансового состояния подразделяются на две категории с выделением в рамках каждой категории двух классификационных групп, а именно:
1-я категория. Финансово стабильные банки.
Группа 1. Банки без признаков финансовых затруднений.
Группа 2. Банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности.
2-я категория. Проблемные банки.
Группа 3. Банки, испытывающие серьезные финансовые трудности.
Группа 4. Банки, находящиеся в критическом финансовом положении.
Отнесение банков к той или иной классификационной группе производится на основании данных отчетности и другой информации за прошедший период (месяц).
Краткая характеристика групп:
Группа 1. Отсутствуют признаки проблемности. Банк выполняет все требования действующего законодательства и Банка России, включая пруденциальные нормы деятельности*.
Группа 2. Имеются отдельные недостатки в деятельности. При этом финансовые трудности носят главным образом потенциальный характер, хотя могут присутствовать их отдельные материальные признаки. Непосредственная угроза интересам кредиторов и клиентов банка отсутствует.
Под материальными признаками финансовых трудностей здесь и далее понимается прежде всего ухудшение в состоянии капитала (снижение величины капитала) и ликвидности (возникновение и увеличение продолжительности неплатежей в связи с отсутствием средств на корсчетах банка).
Ко второй группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:
- невыполнение отдельных пруденциальных норм деятельности;
- наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка от одного до трех дней**;
- снижение абсолютной величины собственных средств (капитала)*** банка в размере от 5 до 10% их максимального значения за последние двенадцать месяцев функционирования банка, но не ниже уровня фактически оплаченного уставного капитала****;
- выявление недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (завышение либо занижение финансового результата, величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);
- поступление жалоб кредиторов и клиентов банка, жалоб на деятельность филиалов банка от территориальных управлений Банка России, отсутствие положительного аудиторского заключения, в случае если эти жалобы и т.п. не подтверждены сведениями об испытываемых банком финансовых трудностях, вытекающими из отчетных документов и иной информации (например, о наличии просроченной задолженности по платежным и другим расчетным документам). В этих случаях для уточнения реального финансового состояния банков, а также для подтверждения достоверности представляемой ими в Банк России отчетности следует проводить комплексные или тематические инспекционные проверки их деятельности;
- неблагоприятные изменения в положении или составе участников и руководителей банка (неудовлетворительное финансовое состояние собственников банка, привлечение в оборот банка капитала сомнительного происхождения и т.п.);
- другие признаки, позволяющие судить об отдельных недостатках в деятельности банка (по результатам анализа бухгалтерской, финансовой отчетности и другой имеющейся в территориальном учреждении Банка России).
При наличии у банка двух и более приведенных выше признаков либо одновременном невыполнении нескольких пруденциальных норм, наличии иной информации, позволяющей территориальному учреждению Банка России сделать вывод о существовании серьезных проблем в деятельности банка, Главные управления (Национальные банки) Банка России вправе отнести его к менее «благополучной» группе проблемности.
Меры надзорного реагирования со стороны Банка России к банкам, отнесенным к данной группе, зависят от характера причин, вызвавших эти проблемы, и могут варьироваться от рекомендаций и предупреждений до направления предписаний об устранении указанных недостатков, взыскании штрафа.
Примечания * Под пруденциальными нормами деятельности здесь и далее понимаются требования, определенные инструкцией Банка России от 31.03.97 № 59, а именно: предельные величины рисков, принимаемых банками; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность банков и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение банков или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и информации при регистрации, лицензировании и расширении деятельности банков.
** Здесь и далее при определении длительности неоплаченных платежных и других расчетных документов следует брать данные о картотеках к внебалансовым счетам № 9919 и 9920 из отчетности о неоплаченных расчетных документах из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций (ф. № 723).
Данный признак рассматривается применительно к ситуации по банку в целом. Банки, имеющие в своем составе филиалы, при наличии неоплаченных платежных и других расчетных документов и достаточности средств на корсчетах в их сводных балансах (бал./сч. № 161 с учетом операций по всем корреспондентским субсчетам) относятся к группе, предшествующей той, к которой они должны быть отнесены в соответствии с данными указаниями, исключая возможность их отнесения к 1-й группе.
*** Здесь и далее по тексту рассчитанных в соответствии с Инструкцией Банка России от 30.01.96 № 1 (с учетом изменений и дополнений).
**** При введении новой методики расчета капитала здесь и далее сравнение ведется с интерполированными величинами (6 месяцев).
Группа 3. Проблемы носят выраженный характер. Существует реальная угроза интересам кредиторов, клиентов и участников банка.
К третьей группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:
- наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка от 4 до 30 дней подряд;
- снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) банка на 10% и более против их максимального значения за последние двенадцать месяцев функционирования банка, но не ниже уровня фактически оплаченного уставного капитала;
- выявление серьезных недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового результата, завышение величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);
- непредставление на текущую отчетную дату (представление с задержкой на 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности, если аналогичные нарушения не допускались в течение последних пяти месяцев, предшествующих анализируемой дате.
Меры надзорного реагирования могут включать перечисленные выше, а также требования к банку по разработке программы финансовой стабилизации и контроля за ее выполнением, введение ограничений и/или запретов на осуществление отдельных банковских операций, запрета на открытие филиалов, направление предписаний о замене руководителей и главного бухгалтера банка, введение временной администрации по управлению банков, стимулирование мероприятий по реорганизации банка.
Группа 4. Проблемы приобрели наиболее острый и/или затяжной характер.
К четвертой группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:
- наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корсчете свыше 30 дней подряд;
- снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) банка до уровня ниже размера фактически оплаченного уставного капитала;
- повторное выявление серьезных недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового результата, завышение величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);
- непредставление (представление с задержкой на 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности на две отчетные даты, включая анализируемую за последние шесть месяцев.
Меры надзорного реагирования в зависимости от значимости данного банка для экономики страны (региона) могут включать требование к участникам банка об изыскании реальных источников рекапитализации, о замене руководителей и/или главного бухгалтера банка, введение ограничений и/или запретов на осуществление отдельных банковских операций, введение временной администрации по управлению банком, стимулирования мероприятий по реорганизации банка либо направлению в Центральный банк Российской Федерации ходатайства об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.