Top.Mail.Ru
архив

Банковские фишки

Об инвестиционной «непривлекательности» российских банков сегодня не говорит только ленивый. Пресловутая банковская реформа призвана была переломить ситуацию, но ее инициаторы и пропагандисты, удовлетворившись обязательным переходом на международные стандарты финансовой отчетности и введением системы гарантирования частных вкладов, занялись собственными, отнюдь не реформаторскими проектами. Кто-то озаботился проблемой «плохих» кредитов, кто-то покупает страховые и инвестиционные компании.

А банки в большинстве своем так и остались финансовыми придатками крупных или мелких ФПГ, не имеющими выхода на рынки капитала для привлечения независимых портфельных инвесторов. Однако едва ли такая ситуация продлится вечно. В противном случае банковская система в России просто перестанет существовать.

Поэтому мы решили представить, что было бы, если бы акции 20 крупнейших банков страны котировались на бирже. Учитывая специфику реальной ситуации (на фондовом рынке присутствуют только акции Сбербанка), «Ко» формирует свои инвестиционные рекомендации на основании оценок риск-менеджеров крупнейших межбанковских площадок: готовность контрагента открыть или закрыть лимиты на тот или иной банк сейчас наиболее адекватно соответствует инвестиционной привлекательности банка.

Банк

Рекомендация

Сбербанк

buy

Внешторгбанк

buy

Международный промышленный банк

sell

Альфа-банк

hold

Газпромбанк

hold

Росбанк

buy

Глобэкс

sell

МДМ-банк

buy

Уралсиб

buy

Петрокоммерц

buy

Ситибанк

buy

Банк Москвы

hold

НРБ

hold

РосБР

sell

ДИБ

buy

НОМОС-банк

buy

Собинбанк

sell

Международный Московский банк

buy

ПСБ

buy

БИН

hold

Как отмечают наши эксперты, однозначными аутсайдерами являются Собинбанк и «Глобэкс». Международный бизнес «Собина» до сих пор затруднен из-за его участии в деле Bank of New York. А конфликт вокруг размещения якутских облигаций, затрагивающий интересы близкой к банку инвестиционной группы «АЛРОСА», способен самым неприятным для «Собина» образом отразиться на его сотрудничестве с российским алмазным монополистом.

Что касается «Глобэкса», то потенциальных инвесторов не может не настораживать весьма непрозрачная структура капитала этого банка. Не в плюс «Глобэксу» и остановка производства на «АвтоВАЗе». Дело в том, что банк довольно тесно сотрудничает как с самим автозаводом, так и с его дилерами.

В этом плане позиции Внешторгбанка, еще одного «вазовского» партнера, представляются гораздо более предпочтительными. ВТБ не в такой степени зависит от одного крупного клиента, как «Глобэкс». А намерение нового руководства ВТБ развивать инвестиционный банкинг (о чем свидетельствует, например, недавно подписанное соглашение о сотрудничестве с «Тройкой-Диалог») создает неплохие предпосылки для расширения бизнеса Внешторгбанка при сравнительно небольших издержках. Ведь инвестиционно-банковские услуги, спрос на которые на растущем и недооцененном российском рынке (в отличие от американского и европейского) характеризуется гораздо более высокой рентабельностью, чем, скажем, ритейл или расчетно-кассовые операции.

Не случайно специализирующийся в данной отрасли Доверительный и Инвестиционный банк (ДИБ) является едва ли не самым прибыльным финансовым институтом страны. А Росбанк, усиливший свое инвестиционное направление за счет интеграции с МФК, относится к категории лидеров, несмотря на то что Fitch не так давно понизила его рейтинг.

Впечатленные успехами и перспективами ВТБ, эксперты «Ко» проявляют гораздо меньшую благосклонность к Российскому банку развития. Этот банк, не подающий признаков активной деятельности, - это, наверное, единственное из принадлежащих государству кредитных учреждений, отнесенное нашими аналитиками к числу аутсайдеров.

С другой стороны, именно политизированность вменяют в вину Международному промышленному банку. Видимо, время частных банков с государственным менталитетом уходит. И сенаторство владельца «Межпрома» Сергея Пугачева расценивается участниками рынка уже гораздо менее позитивно, чем некогда вице-премьерство главы ОНЭКСИМбанка Владимира Потанина. Что, впрочем, неудивительно, поскольку кредитование «Межпромом» дотационной Тувы и поддержка близких к банкротству военно-промышленных компаний Бориса Кузыка вряд ли можно назвать удачными бизнес-проектами.

Из банков, получивших рекомендацию hold, особо следует отметить Альфа-банк и Газпромбанк. Экспертов «Ко» настораживают многочисленные публикации о продажах «Альфы». Кроме того, история с «Сибуром» и явная озабоченность руководства банка проблемой «плохих» кредитов наводят на мысль о том, что у банка далеко не все благополучно с активами.

С другой стороны, внедрение новых продуктов, тесное сотрудничество с РАО «ЕЭС России» и широкие международные связи (на днях JP Morgan Chase признал «Альфу» «одним из лучших банков по качеству осуществляемых платежей в долларах за 2001 год») повышают «альфовскую» привлекательность.

В свою очередь, информация о предстоящей продаже Газпромбанка также двойственно влияет на отношение рынка к этому банку. Крупные изменения в таких консервативных структурах, как банки, всегда настораживают. Тем более что есть вероятность прихода стратегического инвестора, стремящегося просто «слить» банк. С другой стороны, перспективы межбанковской войны за контроль над Газпромбанком и острый финансовый голод «Газпрома» открывают портфельным инвесторам широкие возможности для спекулятивной игры.

Еще по теме