Top.Mail.Ru
архив

Банковский милиционер

Поставив подпись под федеральным бюджетом на текущий год, президент России - возможно, сам того не подозревая - еще на шаг приблизит день начала работы Агентства по реструктуризации кредитных организаций. Дело останется за немногим: Минфину и РФФИ оплатят уставный капитал АРКО в размере 10 млрд руб., Совет Федерации преодолеет президентское вето на закон «О несостоятельности кредитных организаций». Правда, АРКО не помешал бы отдельный федеральный закон, но с этим можно обождать. Сейчас надо подготовить помещение в доме №9 по проспекту Академика Сахарова, ныне занимаемое Внешторгбанком, оформить на службу две с половиной сотни сотрудников - и можно приступать к работе. Пока же прием посетителей в АРКО не начался, в ЦБ РФ - по нынешнему месту работы генерального директора АРКО Александра Турбанова - в плотном кругу друзей отметили его 45-летие. Товарищеский ужин можно было рассматривать не только как праздничный, но и как прощальный: с началом функционирования АРКО Турбанову предстоит оставить пост заместителя председателя Банка России, курирующего департаменты инспектирования кредитных организаций и лицензирования банковской и аудиторской деятельности и вообще покинуть ЦБ. 

Турбанов Александр Владимирович

Родился 31 января 1950 г. в Челябинске. В 1971 г. окончил Свердловский юридический институт. В 1981-м окончил Академию МВД СССР. Кандидат юридических наук. 1973 - 1979 гг. - следователь, заместитель начальника следственного отдела в органах внутренних дел г. Челябинска. 1979 - 1984 гг. - слушатель Академии МВД СССР, адъюнкт академии. 1984 - 1992 гг. - работа в подразделениях МВД СССР от сотрудника до и.о. начальника управления. 1992 - 1993 гг. - начальник юридического управления акционерного банка «Инкомбанк». 1993 - 1995 гг. - депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам. С 16 января 1996 г. - заместитель председателя ЦБ РФ. Женат, имеет сына.

Александр Турбанов пришел на работу в ЦБ сравнительно недавно - в начале 1996-го. В то время на Неглинной царила атмосфера «ожидания больших перемен»: в связи с растянувшейся на год эпопеей с утверждением председателя Банка России были отложены в долгий ящик многие важные и требующие весьма срочного решения вопросы. Наверное, наиболее значимые из них можно было бы объединить в блок вопросов, касающихся контроля над коммерческими банками (напомним, что на тот момент уроки первого системного банковского кризиса - августовского кризиса на рынке МБК - еще только изучались и формулировались).

В какой-то степени Турбанову повезло. Благодаря этой несколько суетливой обстановке ему, человеку в Банке России новому, удалось быстро вписаться в механизм ЦБ и занять в нем без преувеличения достойное место. На его «комбанковское» прошлое (до перехода на службу в Государственную Думу Турбанов работал некоторое время в Инкомбанке) новые коллеги уже смотрели сквозь пальцы: традицию, связанную с неприязнью к представителям коммерческого банковского сословия, незадолго до этого сломал своим приходом в ЦБ Сергей Дубинин. Ему связь с «Империалом» (где он некоторое время работал) и с Национальным резервным банком (в НРБ трудится жена Сергея Константиновича) будут припоминать от случая к случаю, вплоть до самой отставки. А вот Турбанова эта участь миновала. Не держали на него в ЦБ зла и за то, что, миновав все нижние ступени, Александр Владимирович сразу занял пост зампреда. Объясняется это просто: на фоне взлета Сергея Алексашенко,* который без разбега стал сразу аж первым заместителем председателя, вызвав у цэбэшников легкий шок, назначение Турбанова осталось, похоже, без внимания.

Словом, у нового зампреда ЦБ, попавшего под начало вчерашнего временно исполняющего обязанности председателя ЦБ Александра Хандруева, появились все возможности для того, чтобы без лишнего шума войти в курс дел. Чем Турбанов и занялся. Справедливости ради следует заметить: всего несколько месяцев спустя он стал одной из ключевых фигур сначала в надзорном блоке Банка России, а чуть позже и во всем Центробанке. Турбанов и его команда - а к ней в первую очередь следует причислить Александра Симановского, Сергея Панова и Сергея Захарова - умели быть решительными, как в случае с Тверьуниверсалбанком, терпеливыми (с «Национальным кредитом») и последовательными в своих действиях (вспомните историю с Кредо-банком). Вообще, по мнению многих коллег, Александр Владимирович - прекрасный пример этакого банковского милиционера: строгого к нарушителям, но справедливого.

У Турбанова нет привычки повышать голос - он вообще предпочитает говорить тихо, - поэтому там, где он выступает, как правило, царит мертвая тишина. Говорит очень конкретно, языком, лишенным пустых метафор и цветистых образов. Никогда не уходит от ответа на поставленный вопрос. Если по тем или иным причинам не может сказать всего, отвечая, скажем, на вопрос журналиста, то обязательно подойдет к задававшему вопрос после брифинга и, подобно участковому милиционеру, проводящему профилактическую беседу с подростком, найдет нужные слова, чтобы растолковать непонятую мысль.

На отношении Турбанова к прессе следует остановиться отдельно. Прежде всего есть все основания считать Александра Турбанова центробанковским рекордсменом по количеству проведенных брифингов, пресс-конференций, а также интервью всевозможным средствам массовой информации (правда, после смены руководства ЦБ в августе прошлого года никто из коллег, кажется, и не пытался в этом конкурировать с Турбановым). Несмотря на заведенные в Банке России порядки, Турбанов часто отвечает на вопросы журналистов по телефону, не требуя «прислать факс с вопросами» или связаться с ним «через пресс-службу». Такому поведению руководителя АРКО есть еще одно - помимо непредвзятого отношения к СМИ - объяснение: Александр Турбанов относится к тем немногочисленным государственным чиновникам, которые не боятся отвечать за собственные решения.

При Александре Турбанове работа надзорного блока ЦБ была существенно упорядочена, а сами входящие в него подразделения усилены высокопрофессиональными специалистами. Правда, не все из них прижились в ЦБ: работа у банковских контролеров нервная. Помните, как негостеприимно встретили летом 1996 года временную администрацию в Тверьуниверсалбанке? Это в августе 98-го привычка указывать представителям ЦБ на дверь войдет у коммерческих банков в моду (в качестве примера укажем хотя бы на СБС-Агро и Инкомбанк), а двумя годами раньше Банк России столкнулся с открытым саботажем впервые. Попытавшись за неделю как-то уладить ситуацию в Твери, Сергей Панов и Сергей Захаров в итоге вернулись в Москву ни с чем. Вскоре была созвана пресс-конференция - пожалуй, одна из самых эмоциональных за всю историю ЦБ, - на которой Панов, плохо скрывая возмущение, поведал о случившемся. Александр Турбанов выступил тогда в роли хладнокровного руководителя, на ходу ретушируя наиболее хлесткие заявления своего подчиненного. И произнесенные в тот день слова, и выражение лиц обычно скупых на эмоции сотрудников ЦБ не оставляли никаких сомнений: их очень обидели. Но максимум, что позволили себе оскорбленные, - это заявить: они «не будут возражать против желания кого-нибудь из акционеров ТУБа о признании банка банкротом» и готовы «помочь в этом вопросе».

Конечно, в работе надзорного блока Банка России было и немало неудач (говорят, по этой причине входящие в него подразделения согласно новому штатному расписанию будут значительно сокращены). Правда, нередко просчеты и промахи были вызваны объективными причинами: правовой механизм контроля над проблемными банками и банкротством кредитных организаций долгое время оставался неотрегулированным. Сейчас ситуация начинает выправляться. И в этом опять же большая заслуга самого Турбанова, проводящего в стенах Государственной Думы едва ли не большую часть своего рабочего времени. Главным итогом его работы можно считать законопроект «О банкротстве кредитных организаций», который может вступить в силу уже в ближайшее время, если верхняя палата парламента сумеет преодолеть наложенное на него президентского вето.

Еще одно несомненное достоинство Турбанова как государственного чиновника - умение встать над схваткой. Сколько копий было сломано по поводу того, кто станет контролировать АРКО - ЦБ или правительственные структуры, по какой схеме будет финансироваться проект и т.п. Александр Турбанов, которого никак нельзя заподозрить в равнодушном отношении к этим вопросам, демонстративно не вступает в дискуссию. Напротив, оставаясь зампредом ЦБ, ведающим надзорным блоком, он усердно продолжает заниматься делами текущими. Не исключено, что именно это обстоятельство позволило ему обойти при выборе руководителя АРКО таких именитых и по-своему авторитетных в финансовых кругах соперников, как близкий к первому вице-премьеру Ашот Егиазарян, вице-президент АРБ Гарегин Тосунян (теперь главу Технобанка пророчат на пост официального представителя правительства в АРКО) и еще один зампред Банка России - Владимир Горюнов.

Конечно, формальный уход Александра Турбанова из ЦБ в актив банка не запишешь. Похоже, банковский контроль вслед за валютным регулированием и фондовым рынком станет еще одним сегментом рынка, на котором влияние ЦБ пусть формально, но все-таки ослабеет. Хотя в близости Банка России к АРКО, председателем правления которого уже стал Виктор Геращенко, можно не сомневаться.

Александр Турбанов о принципах построения АРКО

Решать проблемы восстановления платежеспособности коммерческих банков в условиях системного кризиса приходится такими способами, которые не могут позволить себе ни ЦБ, ни правительство. Одним из основных методов работы станет приобретение проблемных банков. Этим и займется АРКО.

Почему АРКО создается в форме кредитной организации? Во-первых, чтобы иметь возможность открывать счет в Банке России и контролировать прохождение средств. Во-вторых, чтобы иметь возможность брать кредит у Центробанка, который, как известно, кредитует исключительно кредитные организации. В-третьих, АРКО придется работать с кредитными портфелями кредитных организаций, выкупая у них требования заемщиков по кредитным договорам. Эти требования тоже могут уступаться только кредитным организациям.

Учреждение АРКО в форме АО тоже обусловлено рядом причин. Прежде всего, кредитная организация может создаваться только в виде хозяйственного общества - либо акционерного общества, либо общества с ограниченной ответственностью. Создание АРКО в форме «общества с ограниченной ответственностью» было не слишком приемлемо (Александр Турбанов известен своим непримиримым отношением к ООО как организационно-правовой форме коммерческих банков - прим. ред.).

Сначала АРКО предполагалось создать в форме закрытого общества. При этом исходили из того, что своими акциями на открытом рынке общество торговать не будет, а поскольку состав учредителей заранее известен, то решили обозначить его как закрытое общество. Однако учредителем АРКО является государство, а оно, согласно закону об акционерных обществах, может участвовать только в открытых АО. Мы могли бы в данном случае и поспорить, поскольку от лица государства выступает РФФИ, а это не государственный орган, а финансовое учрежедение. И РФФИ сейчас де-факто участвует в предприятиях с разной организационной формой. Пока что 100% акций АРКО будут находиться у РФФИ. Предложенные поправки внесены в Госдуму, но они усмотрели в них безграничное расширение полномочий ЦБ.

Записал Александр Скабичев

Чем будет заниматься Агентство по реструктуризации кредитных организаций

Задачи агентства:

  • проведение мероприятий по реструктуризации банковской системы Российской Федерации;
  • создание и обеспечение функционирования рыночного, саморегулируемого механизма смены неэффективных собственников в проблемных кредитных организациях и организациях, являющихся должниками кредитных организаций;
  • формирование рынка долговых обязательств кредитных организаций и их должников;
  • участие совместно с Банком России и уполномоченным правительством РФ органом в разработке и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации банковской системы и финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Агентство имеет право:

  • приобретать, принимать в залог и доверительное управление акции (доли в уставном капитале) кредитных организаций и участвовать в управлении этими кредитными организациями;
  • приобретать по рыночной стоимости и осуществлять посреднические операции при реализации активов кредитных организаций, в том числе через привлекаемые специализированные организации;
  • в установленном порядке участвовать в формировании органов управления кредитных организаций как при приобретении акций (долей в уставном капитале) кредитной организации, так и при введении особых режимов управления кредитными организациями: временной администрации, конкурсного управления и т.п.;
  • реализовывать, в том числе через привлекаемые специализированные организации, активы и акции (доли в уставном капитале) реструктурируемых кредитных организаций и организаций, являющихся их должниками;
  • управлять активами, приобретенными у кредитных организаций, в том числе через привлекаемые специализированные организации, а также привлекать необходимые денежные средства для реализации мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению кредитных организаций;
  • инициировать и участвовать в процедурах банкротства и ликвидации кредитных организаций в порядке, предусмотренном законом;
  • получать от Банка России, других государственных органов информацию, касающуюся состояния кредитных организаций и их активов в установленном законодательством порядке;
  • инициировать проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций соответствующими контролирующими органами и участвовать в их проведении, а также привлекать для этих целей аудиторские организации в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации;
  • создавать и участвовать в создании организаций, необходимых для выполнений задач и функций агентства;

Агентство вправе:

  • открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;
  • осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществлять кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • осуществлять куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы;
  • выдавать банковские гарантии;
  • осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);
  • выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • лизинговые операции;
  • оказание консультационных и информационных услуг.

Агентство вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Агентство имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке бумаг в соответствии с федеральными законами.


* признан в России иноагентом.