Top.Mail.Ru
архив

Банковский прикуп на таможенном мизере

СКОЛЬКО бы ни пытались отдельные правительственные реформаторы разлучить таможню с банками - все тщетно. Лишь в декабре один из самых близких к ГТК банков – МДМ- передал в Федеральное казначейство счета Домодедовской и Энергетической таможен. А уже в конце января из недр ведомства Михаила Ванина извлекается на свет проект «Таможенная карта», позволяющий банкам вновь приобщиться к обслуживанию таможенных финансов.

Ведь именно банки должны стать эмитентами одноименных «чиповых» карт, с помощью которых участникам ВЭД предлагается осуществлять таможенные платежи. Понятно, что новая платежная система пока не заменяет «традиционные формы уплаты». Но, судя по всему, ставки при некарточных расчетах существенно возрастут (и в буквальном, и в переносном смысле).

По крайней мере председатель совета директоров ООО «Таможенная карта» (ТК) Анатолий Круглов считает, что следует установить «более серьезный контроль» за теми участниками ВЭД, которые не обзаведутся новыми картами. И, напротив, наличие карты, на «чипе» которой занесена вся необходимая таможне информация о ее владельце, «автоматически свидетельствует о благонадежности» данного экспортера/импортера.

А человек, семь лет возглавлявший ГТК, а ныне руководящий Национальной ассоциацией таможенных брокеров, знает, что говорит. Таможенная «пластиковая» индульгенция - это не какая-то там «Карта автомобилиста», по большому счету не нужная ни водителям, ни сотрудникам ГИБДД.

В общем, в данном случае банкам есть, где развернуться. Правда, далеко не всем. Ведь по словам гендиректора «Таможенной карты» Андрея Баринова, потенциальный эмитент должен соответствовать определенным технологическим требованиям.

Между тем степень этого самого соответствия определяется не независимыми экспертами, а сотрудниками «Таможенной карты». Поэтому, скажем, Росбанку, афиллированному с одним из основных учредителей «Таможенной карты», процессинговой компанией UCS, очевидно, доверят эмиссию. Не обойдут стороной и МДМ-банк, чей руководитель Александр Мамут еще со студенческой скамьи дружен с Михаилом Ваниным.

С другой стороны, финансовым институтам, никак не связанным ни с ГТК, ни с учредителями «Таможенной карты», видимо, будет труднее доказать свое технологическое соответствие. От сотрудничества с ними, конечно, не станут отказываться напрямую. Но предложат за дополнительную плату воспользоваться процессинговыми услугами «Таможенной карты». Таким образом, расходы этих банков на обслуживание карт, каждая из которых, кстати, сама по себе стоит $30 - 35, заметно возрастут. А, стало быть, им гораздо труднее будет демпинговать при привлечении клиентов.

В связи с этим весьма показательным представляется тот факт, что, несмотря на декларируемый государственнический пафос проекта, «чипы» для таможенных карт используются французские, а не российские. Дело в том, что иначе руководителям «Таможенной карты» пришлось бы впускать в свою вотчину владельца завода «Ангстрем» Владимира Евтушенкова или покровителя отечественной «чиповой» индустрии министра связи Леонида Реймана. А это означало бы необходимость делиться таможенно-карточными финансами с Московским банком реконструкции и развития или питерским Промстройбанком.

Пока же проект сохраняется в его нынешнем виде, есть очень большая вероятность, что таможенные платежи тех 5% участников ВЭД, которые согласно прогнозам Баринова к концу этого года обзаведутся новыми картами, будут проходить в основном через банки Мамута и Потанина.

Еще по теме