Банкозаменители
25.05.200900:00
По данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в I квартале текущего года продажи легковых автомобилей и грузовиков малой грузоподъемности сократились на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года, в марте снижение составило 47%. При этом производство легковых машин в России в I квартале упало примерно на 63%, а выпуск грузовых – на 75%. Столь плачевная статистика стала результатом влияния кризиса, который в значительной степени ограничил финансовые возможности потенциальных покупателей. При этом банки, также испытывающие сложности с ликвидностью, в последнее время весьма неохотно кредитуют обновление автопарка предприятиями. В этих условиях все чаще на помощь приходят лизинговые компании, договоры с которыми многие рассматривают как возможность альтернативного привлечения средств. По данным ассоциации «Рослизинг», в 2008-м лидером роста стал лизинг автотранспорта (32,25% против 24,99% в 2007 году). «Автолизинг является единственным крупным сегментом рынка лизинговых услуг, в котором в 2008 году был отмечен рост по отношению к предыдущему году», – подтверждает генеральный директор лизинговой компании ARVAL Сергей Дианин. При этом по количеству заключенных контрактов порядка 70% также приходится на автотранспорт.
Впрочем, было бы неправильно говорить, что в этой сфере все гладко и она будет развиваться и дальше. Падение продаж автомобилей, кризис ликвидности и сокращение производства, несмотря на все заверения отечественных чиновников, никуда не делись и продолжают оказывать серьезное давление на российский бизнес. Значит, даже с учетом некоторого перераспределения схем финансирования приобретения автотранспорта в пользу лизинга, снижение произойдет и в этом сегменте. Но заметно это станет, когда все компании подведут итоги I квартала текущего года. «Скорее всего, рынок автолизинга сократится. Связано это с тем, что автомобильный рынок в целом сокращается», – подтверждает генеральный директор ARVAL Сергей Дианин.
Лизинг оперативно
Опрошенные «Ко» участники рынка признают, что рассчитывают на переток клиентов из банков, за счет чего должно произойти увеличение доли лизинговых сделок в общем объеме договоров реализации автотранспорта. «В первую очередь это связано с тем, что теперь совершить покупку автомобиля в кредит будет непросто, и лизинг станет рассматриваться клиентами как альтернатива кредиту или простой покупке, – рассказывает Сергей Дианин. – В дополнение к этому можно отметить, что доля сделок оперативного лизинга также будет увеличиваться, поскольку использование подобной схемы позволяет компании обновлять автопарк, не отвлекая финансовые ресурсы от ее основного бизнеса». Напомним, что услуга «быстрого» лизинга позволяет клиенту избежать капитальных затрат на содержание автопарка, дает возможность оптимизировать собственные ресурсы, а все риски, связанные с сервисом и эксплуатацией машин, берет на себя лизинговая компания. Клиент лишь оплачивает использование автомобиля с полным сервисным обслуживанием. К неоспоримым преимуществам операций розничного лизинга относятся предоставление упрощенного пакета документов, а также ускоренная процедура рассмотрения заявки. С лизингополучателем банк напрямую не контактирует. Вся работа по оформлению сделки ведется через лизинговую компанию. Кроме того, при оформлении розничного лизинга не требуется дополнительного залога и оформления поручительства лизингополучателя.
В пользу лизинга говорит и тот факт, что государство не исключает поддержки лизинговой отрасли по аналогии с банковским сектором. Так, в настоящее время рассматриваются предложения по предоставлению лизинговым компаниям, как и банкам, прав на получение госкредитов для поддержания ликвидности и реализации новых проектов. Также предлагается ввести мораторий на одностороннее повышение банками ставок по уже заключенным договорам с лизинговыми компаниями. Помимо этого, появилась инициатива законодательно закрепить в Налоговом кодексе право лизинговых фирм на использование инвестиционной льготы, предоставленной производственным предприятиям. Но пока идет процесс, многие участники рынка могут не дожить до появления результатов законотворчества, предупреждают эксперты.
Сложнее и дороже
«В условиях финансового кризиса многие лизинговые компании испытывают сложности с привлечением финансирования, что связано с общим недостатком ликвидности, а также с возросшими рисками, поэтому фирмы ужесточают требования к потенциальным клиентам в отношении их финансовой устойчивости», – рассказывает Сергей Дианин. С начала 2009 года ставки по договорам лизинга в разных компаниях увеличились на 1 – 4%. Одновременно выросли размеры авансовых платежей с 5 до 15 – 20%. Кроме того, лизинговые структуры стали более тщательно подходить к рассмотрению заявок. Лизингополучателей теперь дифференцируют по нескольким параметрам: специфика бизнеса, известность компании, ее долговые обязательства, кредитная история и прочим. Отмечается ужесточение требований к минимальному сроку деятельности предприятия. Напомним, что раньше отдельные лизингодатели работали с компаниями, которые присутствуют на рынке менее трех месяцев, сейчас же срок зачастую увеличивается до года. В целях снижения риска наращивания дебиторской задолженности многими лизинговыми фирмами была усложнена процедура анализа финансового состояния потенциальных лизингополучателей. Это привело к удлинению сроков рассмотрения заявок на лизинг до 10 дней, в то время как еще год назад клиент мог получить предварительное решение о финансировании уже через 30 минут. Кроме того, многие лизингодатели отказались от программ скоринга, позволявших определять финансовое положение потенциальных клиентов по формализованным показателям при наличии минимального пакета документов.
«Постарался» и законодатель: с 1 января 2009 года в силу вступили поправки в Налоговый кодекс, отменяющие применение ускоренной амортизации для 1–3 амортизационных групп, к которой относятся практически все легковые автомобили (кроме некоторых автотранспортных средств представительского класса). Таким образом, финансовая аренда легкового транспорта стала менее выгодной для лизингополучателя, так как он потерял возможность сэкономить на налоге на имущество. Впрочем, это пугает немногих: ведь гораздо более существенную экономию лизингополучатель имеет на налоге на прибыль, которая предусмотрена законодательством о финансовой аренде. Это происходит благодаря тому, что он имеет право относить лизинговые платежи на себестоимость производимой им продукции или услуг.
Сами довезем
Изменится в ближайшие месяцы и структура лизингополучателей, считают некоторые эксперты. Если до сих пор лизинг коммерческого транспорта использовался по преимуществу компаниями из сферы грузоперевозок, то в 2009 году основными лизингополучателями такого транспорта станут торговые предприятия. Вице-президент российской Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Евгений Судаков признает, что объем заказов у транспортных компаний падает. Многие ритейлеры предпочитают перевозить продукцию самостоятельно. В то же время Евгений Судаков обращает внимание на сложности, возникшие у тех транспортных фирм, которые взяли автомобили в лизинг: из 12 500 подобных машин около 3000 уже пришлось вернуть, так как транспортникам не из чего осуществлять лизинговые платежи. Выход, по его мнению, можно найти только с помощью государства. Например, не помешали бы налоговые каникулы, введенные на время кризиса. В противном случае ситуация может развиваться и дальше по худшему сценарию, а количество современных машин, которые перевозчики получают по программам лизинга, будет сокращаться.
Еще одной тенденцией, на которую обратили внимание аналитики «Эксперт РА», стало сокращение концентрации на лизинговом рынке. Если в 2007 году на крупнейшую лизинговую компанию приходилось 13,2% объема новых сделок, то в прошлом году – только 6,48%. Кроме того, явным трендом 2008-го стала активная экспансия лизинговых фирм в регионы. По данным «Рослизинга», объемы новых контрактов росли практически во всех регионах, а лидерами стали Центральный и Южный федеральный округа, где объем нового бизнеса возрос на 84,15 и 58,5% соответственно. Однако, по неподтвержденным данным, местные представительства некоторых лизинговых компаний чувствуют себя вовсе не так хорошо, как хотелось бы: практически каждый третий офис не функционирует, хотя лизингодатели и декларируют свое присутствие в регионе.