Top.Mail.Ru
рынки

Банкротство, увольнения и черный нал

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Россияне стали реже ходить по магазинам — по данным Watcom, сразу в пяти городах страны, включая Москву и Санкт-Петербург, покупательский трафик просел от 23 до 32 %. Дело не только в боязни коронавируса: в стране фиксируется радикальное падение доходов. Так, по итогам 2-го квартала Росстат насчитал почти 20 млн жителей с доходами ниже прожиточного минимума. Выживать ретейлерам, даже продуктовым, в таких условиях становится сложнее, тем более что обязательных трат становится всё больше: в целях борьбы с пандемией (и во избежание штрафов Роспотребнадзора) бизнесу пришлось вложиться в обеспечение эпидемиологической безопасности. Какие антикризисные стратегии есть в распоряжении игроков розничного рынка, узнал журнал «Компания».

Закрытия и точка

Радикальный метод спасения бизнеса предлагает экономист и предприниматель Дмитрий Потапенко — по его оценкам, компаниям лучше было бы вообще не открываться после первого локдауна и тем самым минимизировать будущие потери. «Когда все только начиналось и мы входили в первый локдаун, я говорил о том, что, если есть возможность "окуклиться" и ждать февраля, лучше так и поступить», — напоминает Дмитрий Потапенко.

Те, кто последовал совету, также понесут потери, просто по итогу они будут меньшими, полагает эксперт. Компании, которые продолжили работать, неизбежно столкнутся с необходимостью очень жестко урезать расходы, чтобы просто выжить. И самым очевидным здесь станет закрытие объектов, что приведет в итоге по цепочке к банкротствам. По оценкам Потапенко, микробизнес пострадает на 90 %, потери среднего бизнеса он оценивает в 50 %, крупного — в пределах 25 % (оценки включают потери начиная с марта 2020 года).

«Говорить о том, что есть какой-то запас прочности, не приходится. С сентября 2020 года по февраль 2021 года мы увидим массовые банкротства физических и юридических лиц, это процесс, его нужно пережить. Локдаун никому просто так не дастся!» — уточняет предприниматель.

Отчасти с оценкой согласен и первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Летом проводился массовый опрос российских ретейлеров, которые заявили, что до конца года будет закрыто не менее 60 % торговых точек по стране. Пока прогноз не оправдался, закрываются сетевые магазины разных направлений, но нельзя это назвать массовым явлением. По итогам второй волны пандемии этот прогноз может быть реализован», — прогнозирует Павел Сигал.

Главный враг — аренда

Самым значимым расходом для ретейла остаются арендные платежи (на них приходится до 80 % трат). Уменьшить цену аренды в кризис попытались все без исключения игроки. Именно это помогло избежать массового закрытия объектов, напоминает генеральный директор и основатель компании INFOLine Иван Федяков. Другое дело, что мера была лишь временной: большинство участников рынка договорились лишь об отсрочке, а значит, магазинам все же стоит попытаться оптимизировать торговые площади. Многие уже начали это делать, ведь нет никакого смысла «тянуть» убыточные объекты.

«Некоторые ретейлеры сохраняют надежду, что ситуация изменится, но у меня есть подозрение, что многие объекты уже не будут прибыльными», — уточняет Иван Федяков.

В ближайшие месяцы, с приближением даты платежей по аренде, эксперт прогнозирует волну закрытий торговых точек, правда, несколько меньшую, в пределах 10 %. «Самая эффективная антикризисная стратегия сейчас — это пересмотр географии объектов и сокращение количества торговых площадей. Я рекомендую это делать большинству ретейлеров за редким исключением», — говорит Федяков.

Копейка рубль сбережет

В условиях кризиса бизнес традиционно пробует экономить на персонале. Так, уже в мае непродовольственная розница оказалась среди лидеров по числу уволенных сотрудников, признавали в Минтруде. У оставшихся под нож пошли заработные платы и мотивационные выплаты — на начало июля о сокращении зарплат заявляло уже 40 % россиян (данные опроса НИУ ВШЭ), в числе наиболее пострадавших от кризиса отраслей оказалась и торговля (получать меньше стали 65–75 % занятых в отрасли).

«Ретейлеры и производители FMCG активно сокращают дискреционные расходы, "замораживают" найм новых сотрудников, прошла "волна" коррекции их заработных плат и мотивационных выплат, происходит уменьшение числа постоянных сотрудников, особенно в традиционной торговле», — отмечает доцент АНО ВО «Российский новый университет» Михаил Перельман.

По оценке эксперта, число безработных в сегменте будет только увеличиваться, причем лавинообразно, как минимум еще в течение нескольких лет. Причины все те же: падение потребительской способности, а также закрытие и банкротство предприятий.

Сокращения зарплат и увольнение — не лучший выход, полагает Иван Федяков. Он советует делать ставку на адаптацию сотрудников к новым обязанностям и условиям работы. Иначе в будущем рынок столкнется с нехваткой рабочей силы, особенно учитывая снизившийся поток мигрантов, занимавших свою долю рабочих мест в ретейле.

Жесткая экономия

Как отмечает Павел Сигал, из-за девальвации рубля цены в магазинах растут практически на все товары, особенно на импорт, поэтому беднеющие покупатели переходят в режим максимальной экономии, делая ставку на самый бюджетный ассортимент. Радикальное изменение ассортиментной матрицы в сторону более доступной продукции может стать способом экономии в кризис и для ретейлеров.

«Однозначно будет развиваться форма hard-дискаунтеров, их уже появилось довольно много, в том числе "Светофор", "Доброцена", на рынок выходят два больших игрока — формат развивает "Магнит", готовится к открытию формата дискаунтеров X5», — отмечает Ирина Болотова, консультант по ретейл-стратегиям Jos de Vries The Retail Company.

Помогает экономить и запуск продукции под собственной торговой маркой (СТМ), главным образом это путь для продуктовых сетей. «На Западе некоторые категории могут полностью закрываться СТМ, в России СТМ — также сфера интересов большинства сетей, которая находится в стадии становления, сети пытаются делать это дешевле, чем бренды, на 10 % и более, и для людей это вариант и возможность покупать дешевле», — говорит Ирина Болотова.

Уход в тень

Реальный способ снизить падение выручки — максимальный переход в онлайн, считает Павел Сигал. Ретейлеры действительно активно запускают новые форматы, согласен Иван Федяков, и так поступают не только магазины электроники, которые всегда были ориентированы на онлайн, концепты торговых точек, с учетом омниканальных стратегий, пересматривают и FMCG-игроки. «Гипермакерты трансформируются в дарксторы, магазины шаговой доступности предлагают услуги по доставке заказных товаров», — считает эксперт.

В том числе в онлайн переводят и найм сотрудников — соискателям предлагают заполнять онлайн-анкеты и ждать приглашения, говорит профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Вячеслав Чеглов. И хотя полностью перенести найм в сеть, скорее всего, не получится, так проще отсеять кандидатов из «черных списков», также можно сократить и число сотрудников отдела кадров.

До 1 октября выход в онлайн для ретейлеров оставался еще и способом экономии на эквайринге: в стране действовала льготная ставка для онайлн-продавцов (сейчас отменена). Сэкономить на эквайринге могло бы более активное использование Системы быстрых платежей, где ставки эквайринга ниже, чем в банках.

Для недобросовестных игроков выход в онлайн может стать еще и попыткой уйти в тень, избегать уплаты налогов с части выручки. В стране по-прежнему много переводов card2card, а при оплате покупки таким способом операция для контролирующих органов остается в серой зоне.

«Вызовом остается конкуренция добросовестных и недобросовестных ретейлеров, есть примеры компаний, которые уходят в черную зону, не платят налоги и экономят на этой статье, реализуя альтернативные схемы. И такой практики будет всё больше», — считает Иван Федяков. Однако, уточняет он, это больше касается небольших проектов, средний и крупный бизнес себе этого позволить не может, слишком велики риски.

Еще по теме