Барокамера для СБС-Агро
Став главой правительства, Сергей Степашин пообещал разобраться с шестью крупными банками, находящимися на грани банкротства. На следующий день после его отставки Банк России объявил-таки о введении с 10 августа временной администрации в СБС-Агро.
Правда, слухи о том, что на Неглинной решили уже окончательно разобраться с едва ли не самым ярким символом банковского кризиса, ходили всю предыдущую неделю. А соответствующий приказ ЦБ был датирован 2 августа.
Не случайно тогда же Аграрная партия и Агропромышленный союз распространили пафосное заявление, суть которого сводилась к тому, что "угроза ликвидации нависла над банком СБС-Агро, единственным в стране сохранившимся системным банком федерального значения". Аграрии предостерегали: "Слышатся разные предложения - от отзыва лицензии и банкротства до "благовидных" намерений реструктуризировать СБС-Агро через новорожденное дитя - АРКО". (АРКО не нравится селянам, наверное, потому, что кредитовало развитие филиальной сети Альфа-банка. Ведь многофилиальность - главный конек СБС-Агро. А с помощью АРКО "Альфа" может его догнать.)
Интересно, что в тот день, когда судьбоносный для банка приказ ЦБ был опубликован, Банк России, АРКО и СБС-Агро выступили с "совместным информационным сообщением" о том, что "в соответствии с требованием федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" 10 августа приступила к обследованию одного из крупнейших коммерческих банков страны - АКБ "СБС-Агро".
Авторы сообщения подчеркивали, что "такое трехстороннее взаимодействие является первым опытом применения нового закона в практике реструктуризации и санации отечественных банков". Это перекликалось с призывом аграриев: "В случае с СБС-Агро не могут быть механически проштампованы ранее опробованные на других схемы и решения". И подтверждалось назначением руководителем временной администрации зампреда ЦБ Георгия Лунтовского. Однако АРКО-то все равно подключили к "реструктуризации".
Формальный повод для возмущения у сельских сторонников Александра Смоленского остался. Но почему-то все прошло сравнительно гладко.
Во всяком случае, запятую в знаменитой формуле "казнить нельзя помиловать" перенесли ближе к концу. По нашим сведениям, Александр Волошин и Борис Березовский встречались с представителями АРКО и ЦБ и достигли договоренности, что банкротить СБС-Агро не будут. Видимо, этим объясняется и достаточно спокойное отношение самого банка к случившемуся. Не сравнить с болезненным негодованием прошлого сентября, когда еще дубининский ЦБ первый раз попытался ввести временную администрацию.
Конечно, тогда еще не существовали или не были раскручены Первое и Северо-Западное общества взаимного кредита. Но ведь эти "о.в.к." и сейчас несопоставимы по влиянию и разветвленности сети с СБС-Агро. Между тем в преддверии выборов терять многофилиальный - пусть и тяжелобольной - банк крайне неосмотрительно.
Кстати, этим соображением, очевидно, руководствуется и Борис Березовский, чьи нынешние отношения с Александром Смоленским далеки от идеальных. Однако с помощью живого СБС-Агро можно хоть как-то воздействовать на аграриев. Один фонд льготного кредитования АПК чего стоит. По самым скромным оценкам, до 60% его средств (около 2,4 млрд руб.) обслуживается СБС-Агро.
С введением временной администрации эти деньги по закону становятся временно недоступными, поскольку банк приостанавливает все свои операции. Поэтому тот, кому удастся разморозить сельские финансы, становится вдвойне ценен для аграриев. Тем более что у них сейчас горячая пора - уборка урожая.
Не менее важен банк и для частных вкладчиков (читай: потенциальных избирателей), поскольку даже после известной эпопеи с переводом вкладов в Сбербанк долг СБС-Агро перед частными клиентами, по словам председателя совета директоров банка Алексея Григорьева, составляет $200 млн и 800 млн руб.
Еще один крупный ритейловый куст - счета международной платежной системы Europay. Ведь с 1997 года CБС-Агро выполняет функции расчетного банка, обслуживающего все местные транзакции, совершаемые с картами данной платежной системы. А это ни много ни мало $800 млн. Сейчас Europay в спешном порядке пытается перевести расчеты в Сбербанк. Как заявил глава российского представительства Europay Андрей Королев, платежная система готова "в короткие сроки перейти к рабочему взаимодействию со Сбербанком".Тем не менее нельзя исключать и того, что быстро перевести туда расчеты Europay не удастся. А это, в свою очередь, грозит приостановкой хождения карточек этой платежной системы.