Top.Mail.Ru
архив

Баррель – соперник президента

Наверное, вполне можно утверждать, что после удачно проведенной операции по переводу Думы из независимого законодательного органа в технический у победившего кремлевского коллектива во главе с президентом Путиным В.В. больше нет проблем с возможной оппозицией. Но точнее все же будет сказать, что еще до всяких выборов эту проблему решила  прокуратура вместе с не зависимым ни от чего судом. Собственно, парламентской оппозиции у Кремля и так не было по той простой причине, что думская правая (да и левая) оппозиция не имела возможности набрать необходимое число голосов. Взявшееся невесть откуда мнение, что генератором и проводником либеральных реформ в России является сам президент, оставим до того момента, когда хоть кому-то удастся это подтвердить. И хотя неприятно, что некому будет теперь с парламентской трибуны озвучивать необходимость либеральных реформ, с точки зрения существования реальной оппозиции власти (признанной цивилизованным миром совершенно необходимой – правда, не во всех государствах, а только в демократических) – а вернее, ее отсутствия – третья и четвертая Думы отличаются друг от друга не очень сильно.

Так получилось, что несколько персонажей, которые гипотетически могли рассматриваться как претенденты на второе и третье место в так называемых выборах президента, по итогам выборов думских такую возможность утратили. Новые персонажи только появляются. С этой точки зрения выборы президента пройдут в такой же острой и непредсказуемой борьбе, как и выборы московского мэра. Что, впрочем, было известно еще до думских выборов.

На самом деле у Путина был и остается один серьезный оппонент или противник, не являющийся тем не менее его прямым конкурентом в предвыборном соревновании. Имя этому мужественному явлению – «цена барреля нефти». Государству Российскому удивительным образом удается избегать совершенно необходимой серьезной структурной перестройки. Малый и средний бизнес по-прежнему лишен реальной, а не декларативной государственной поддержки. Зато он же в избытке обеспечен чиновниками различных уровней, приставленных к нему на кормление. Про эффективное управление госсобственностью и говорить не стоит. Кроме того, российский чиновник (расширительно – любое лицо, которое в силу своих должностных полномочий может получить плату от просителя) вышел на качественно новый уровень. Не в смысле работы – здесь как раз можно не беспокоиться. А в том смысле, что вместо банального конверта многие теперь предпочитают долю в собственности. И понять их можно: это и безопаснее, и перспективнее: собственность не только прибыльна, но и ликвидна.

Другое дело, что такой собственник мало приспособлен к развитию и расширению производства. Да и менеджмент у такого собственника часто работает соответствующим образом. И вот на фоне такого расцвета ремесел уже очень долго держится высокая цена на нефть. И птицы поют, и ВВП увеличивается темпами первых пятилеток, и золотовалютные резервы растут, и рубль крепчает. И создается впечатление, что пресловутые процветание и стабильность суть плоды мудрой и взвешенной политики новой элиты.

Не будем оспаривать, бросать тень и сжимать фигу в кармане. Но давайте вспомним: за последние годы российская экономика не сталкивалась ни с одним сколько-нибудь существенным испытанием на устойчивость и эффективность. Мы не знаем,  хороша или плоха та экономическая система (а также связанные с нею системы законодательная и юридическая), которая сложилась к новому президентскому сроку, поскольку  поток нефтедолларов не дает возможности ее испытать в реальных условиях.

Разумеется, то обстоятельство, что у Владимира Путина нет реальных конкурентов в борьбе за президентский пост, связано не только с благополучной денежной (именно денежной, а не общеэкономической) ситуацией. Но обстоятельство это весьма существенно. Поскольку при цене за баррель в $10 – $12 менее чем за год станет понятно, что использование правоохранительных органов в качестве основного инструмента регулирования экономики не лишено недостатков. И избиратель снова начнет ощущать разницу между тем, что он видит на экране, и тем, что лежит у него в кармане.

Еще по теме