«Башнефть» ждет «своего» покупателя
Премьер Дмитрий Медведев неожиданно решил отложить приватизацию «Башнефти». 300 млрд руб. – такова примерная оценка продаваемой доли государства в компании – не поступит в бюджет России. Скорее всего, нужный Кремлю покупатель пока не набрал необходимую сумму.
«Башнефть» – компания трудной судьбы. Еще пару лет назад она входила в холдинг Владимира Евтушенкова АФК «Система», и никто даже подумать не мог, что у компании может смениться собственник. Но все произошло по обычному российскому сценарию: отъем компании сопровождался арестом Евтушенкова, который громко заявлял о рейдерском захвате, но услышан не был.
Дорогостоящий актив уплыл в нужные руки. Оно и понятно. Евтушенков не входит в когорту эффективных управленцев, которым в Кремле доверяют распределять финансовые потоки. Он никогда не работал в госкомпании, а значит, не присягал на верность власти. То же самое касается Вагита Алекперова – ему никогда и ни за какие деньги не достанется «Башнефть» по той же самой причине. А вот Эдуард Худайнатов или Игорь Сечин – самые реальные претенденты. Оба управляли одной и той же госкомпанией. Оба знают, в какую сторону направлять финансовые потоки. Но именно сейчас достойно поучаствовать в приватизации «Башнефти» они не могут – недостаточно средств. «Роснефть» дышит на ладан под бременем многомиллиардных долгов, «Независимая нефтегазовая компания» (ННК) пока не набрала достаточной ликвидности в госбанках. А потому проводить приватизацию власти сейчас невыгодно. О чем и говорит тот факт, что решение правительства согласовано с президентом.
Стабильность нынешнего режима зависит исключительно от суммарного состояния людей, лично преданных президенту. Ротенберги, Ковальчуки, Тимченко, Миллер, Чемезов, Сечин, Костин и др. – это те самые люди, на ком все держится. Они набирают максимальное количество активов, проектов, строек, кредитов, чтобы обеспечить главному человеку у власти необходимый перевес. Так что «Башнефть» в свое время непременно достанется кому-то из них.