Top.Mail.Ru
архив

Басинские против брежневских

На рынке инфраструктурного строительства уже два года работают две крупные компании с одинаковым названием и разными владельцами. По своему «Инжтрансстрою» создали два бывших советских министра – Владимир Брежнев и Ефим Басин. Теперь обе компании конкурируют друг с другом в конкурсных заявках, вводя в недоумение не знакомого с ситуацией заказчика.

Как вспоминают участники рынка, если они встречали работника «Инжтрансстроя», то, как в дореволюционные времена, спрашивали: «Ты чей будешь: басинский или брежневский?» А все
потому, что иначе отличить на слух ООО «Корпорация «Инжтрансстрой» от ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» очень сложно. На корпоративных сайтах названия двух компаний отличаются только одной буквой, а в графе «история компании» представлена одна и та же информация. Дело в том, что первая  возникла из второй путем почкования. Накануне того, как «Базовый элемент» купил половину ГК «Трансстрой» у Владимира Брежнева, гендиректор «Инжтрансстроя» вывел эту компанию из состава холдинга и образовал новую структуру. С той поры Владимир Брежнев уже уступил свою оставшуюся долю в холдинговой компании Олега Дерипаски, а противостояние двух «Инжтрансстроев» продолжается по сей день. Для узкого сегмента рынка, ориентированного преимущественно на госзаказ и не знающего крупных захватов, борьба двух министров – событие не рядовое.

Два министра
Когда бывший советский министр транспортного строительства Владимир Брежнев создавал в 1995 году «Инжиниринговую компанию «Трансстрой», то пригласил ее возглавить в прошлом своего заместителя, а на тот момент главу Госстроя России Ефима Басина. За плечами у нового назначенца была феерическая строительная карьера. С 1962-го по 1980 год Басин прошел путь от рядового работника
до руководителя крупных строительных организаций на объектах Севера и Сибири. В течение десяти лет он руководил строительством Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, а в 1990 – 1992 годах занимал пост председателя Комитета по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Верховного Совета. После этого Ефим Басин успел поработать министром строительства и председателем Госстроя, то есть фактически возглавлял стройкомплекс в масштабах всей страны.
«Когда была создана новая компания «Инжтрансстрой», она какое-то время стояла пустой, а потом ее стали накачивать заказами. Одни контракты с собой принес Басин, другие переписывались на компанию с головной корпорации «Трансстрой», – рассказывает источник «Ко», знакомый с подробностями развития конфликта. Новый топ-менеджер набирал свою команду и формировал портфель заказов. «Корпорация «Инжтрансстрой» изначально была закрытым акционерным обществом в составе ГК «Трансстрой». Предполагалось, что эта структура будет заниматься инжинирингом проектов. Так и произошло, в составе корпорации мы реализовывали множество проектов с широкой географией: на Сахалине, на Черном море, на Балтике, в Якутии», – рассказал «Ко» сам Ефим Басин. В итоге тандем двух министров заработал, и все было гладко до весны 2007 года, когда основной владелец «Инжтрансстроя» Владимир Брежнев задумался о продаже части своей доли в холдинге стороннему инвестору.
В связи с этим была начата проверка деятельности компании.
Далее показания экс-партнеров расходятся. По данным источника «Ко», в ходе проверки выяснилось, что некоторые контракты Ефим Басин переводил на принадлежащие ему самому компании, а с заказчиками договаривался напрямую, минуя заключение контракта с «Инжтрансстроем». Таким образом, фактически оказалось, что компания завязана на своего руководителя, и в случае чего он может перевести заказы на себя. В результате у Басина якобы возник конфликт с Владимиром Брежневым, после чего гендиректор был уволен «за однократное нарушение трудовой дисциплины». Сам Басин также связывает начало конфликта с предпродажной подготовкой компании, но с другой точки зрения. «Когда наметилась продажа акций всей группы компаний «Трансстрой» структурам Олега Дерипаски, мы посчитали, что нам незачем терять независимость, поэтому вышли из состава группы и создали новую организацию», – говорит Басин.

Жесткая инфраструктура
Бывший гендиректор забрал с собой большую часть кадрового состава компании, а также, по некоторым данным, и часть проектов. В частности, как утверждают источники «Ко», Басин увел контракт на реконструкцию военного аэродрома Хотилово в Бологовском районе Тверской области и договор на строительство одного из портов в Усть-Луге. Более того, когда встал вопрос о названии новой структуры, экс-гендиректор «Инжтрансстроя» не долго думая решил ничего не менять и сохранить старый бренд. «Естественно, встал вопрос о регистрации новой корпорации, о получении необходимых лицензий для строительно-монтажных работ, и все эти задачи были последовательно решены. Для этого были необходимы заказы и объекты, нужно было участвовать в тендерах, потому что конкурентная среда очень серьезная. Встал вопрос и о названии. Я считал, что «Инжтрансстрой» создан при моем личном участии и что я приложил максимум усилий, чтобы компания была на слуху», – рассказывает Ефим Басин. По его словам, было обидно терять бренд, который везде звучал, использовался в растяжках, рекламе, тем более что практически все люди, которые развивали корпорацию, перешли в новую организацию. Изменилась, однако, форма собственности: компания была зарегистрирована как ООО «Корпорация «Инжтрансстрой».
С юридической точки зрения в данном споре нет ни правых, ни виноватых. «Раньше регистрирующие органы контролировали названия и проверяли, чтобы компании не назывались одинаково, однако последние несколько лет запрещено использовать только зарегистрированные торговые марки. И если товарный знак не зарегистрирован, компания может называться как угодно, – говорит руководитель департамента «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической фирмы «Вегас-Лекс» Юрий Борисенко. – Чаще всего одинаковые названия используются в выделившихся частях бывших советских холдингов, за которыми они  давно закреплены. В промышленных отраслях такое встречается очень часто». Более того, у компаний даже могут совпадать формы собственности. Что касается «Инжтрансстроя», то, по словам Борисенко, реестр юридических лиц выдает 8 записей о регистрации с подобным наименованием. «Я знаю еще несколько компаний в Санкт-Петербурге, Москве и Сочи, занимающихся инфраструктурным строительством и носящих такое же название», – говорит гендиректор
ЗАО «Инжтрансстрой» Иван Кузнецов.
Однако помимо бренда Ефим Басин решил оставить за собой и корпоративную историю. Как следует из перечня объектов на сайте новой корпорации, в ее активе есть все контракты, по которым работал еще брежневский «Инжтрансстрой» под руководством Басина. В частности, среди наиболее важных проектов названы реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Пулково, строительство новой полосы в аэропорту Геленджика, реконструкция аэродромов Сочи и московского Шереметьево-2, сооружение нефтеналивного терминала в морском торговом порту Приморск Ленинградской области, возведение в рамках проекта «Сахалин-2» объектов по сжижению природного газа, а также несколько новых железнодорожных объектов. Большая часть из этого списка к новому «Инжтрансстрою» прямого отношения не имеет – эти проекты реализованы еще во время работы Басина в холдинге Брежнева.
«В отличие от «Инжтрансстроя» в составе ГК «Трансстрой» мы не являемся просто инжиниринговой компанией, а выполняем весь комплекс работ. Просто наши партнеры и заказчики привыкли к этому названию и знают меня как гендиректора. В нашем составе работают десятки строительных подрядных организаций», – рассказывает Ефим Басин. Некоторые люди, отмечает он, остались работать в структуре ГК «Трансстрой». «Мы рассматриваем друг друга как конкуренты, участвуем в тендерах на равных условиях, сталкивались на отдельных объектах дорожного и гидротехнического строительства», – говорит он. Иными словами, две компании соперничают друг с другом. В частности, весной 2008 года два «Инжтрансстроя» столкнулись при подаче заявки на участие в объявленном петербургским правительством конкурсе по реконструкции второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту Пулково (первая была реконструирована в 2006 году). До сих пор продолжается судебная тяжба вокруг этого контракта, который получил «Инжтрансстрой» Брежнева. В конце января свое решение вынес Девятый арбитражный апелляционный суд, отказавшийся принять сторону победителя и Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга. По мнению ФАС, возбудившей дело, петербургские власти незаконно не допустили компанию Басина к участию в конкурсе с объемом работ на 3 млрд руб. Вторым примером столкновения интересов стал тендер на прокладку железной дороги для компании «Мечел» в Якутии, который также выиграл первый «Инжтрансстрой».
«Партнерских отношений с ООО «Корпорация «Инжтрансстрой» мы не выстраиваем, потому что жесткая борьба на рынке транспортного строительства заставляет нас выступать конкурентами на одних и тех же тендерах», – рассказывает Иван Кузнецов. Однако, по его словам, недоброжелательного или враждебного настроя по отношению к соперникам в компании нет. «В современных кризисных условиях мы готовы рассматривать все возможные варианты сотрудничества и работать в качестве партнеров на сложных транспортных объектах, где требуется слаженная совместная работа опытных, квалифицированных кадров, а также солидная инженерная подготовка», – объясняет он.

Кто кого?
В целом, если сравнить объемы работ, выполняемые двумя компаниями, преимущество останется за «Инж-трансстроем» Басина. «Я не вижу в лице ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» серьезного конкурента для нас, потому что у нас совершенно разные возможности. Они подбирают субпод-рядчиков со стороны, мы же работаем в основном силами своих подразделений», – говорит Басин. По его словам, буквально за год новая компания выросла и превзошла объемы корпорации, освоив 32 млрд руб. «Несмотря на кризис, на 2009 год мы заключили контрактов на 60 млрд рублей, то есть речь идет об удвоении объема работ», – говорит он. В «Инжтрансстрое», входящем в «Базовый элемент», годовой оборот выполняемых работ составляет примерно 25 млрд руб. То есть фактически Ефиму Басину удалось создать более мощную структуру. Второй «Инжтрансстрой», по данным источников «Ко», активнее занимается автодорожными работами, конкурирует в сегменте реконструкции аэродромов, но уступает в железнодорожном строительстве. По мнению экспертов, не исключено, что дело в лоббистском ресурсе Басина. «Он является понятной фигурой для государственных регуляторов, потому что, как и руководители отечественных стройкомплексов, остается человеком старой советской закалки, сам ранее был чиновником. И говорит с ними на одинаковом языке», – рассказывает глава департамента проектного планирования «Московских информационных технологий» Александр Пожалов. Поэтому, по его словам, не случайно, что Басин активно занимается общественной отраслевой деятельностью, возглавляя профильный комитет в Торгово-промышленной палате. «Особенно актуальны его связи в отрасли, которая максимально зависит от бюджетных средств», – подчеркивает эксперт, оговариваясь, что «строго говоря, за Владимиром Брежневым, как за бывшим министром, стоит такая же структура». Однако после того, как в ноябре 2008 года «Трансстрой» покинул его основатель Владимир Брежнев, а Олег Дерипаска увеличил свою долю в компании с 50 до 100%, конкуренты Басина лишились аналогичного номенклатурного ресурса. Возглавляющий «Инжтрансстрой» Иван Кузнецов, до ухода Басина недолгое время проработавший его заместителем, таким лоббистским ресурсом не обладает.
Кроме того, вслед за уходом Владимира Брежнева у «Инжтрансстроя» начались ощутимые сложности с федеральными властями. В частности, в начале февраля 2009 года Министерство регионального развития заявило, что требует через суд $19 млн с Альфа-банка, выдавшего банковские гарантии, и $9 млн с «Инжтрансстроя» – за задержку сдачи второй очереди дамбы, защищающей Петербург от наводнений. Согласно данным министерства, корпорация обязалась выполнить работы до 18 марта 2008 года, но не завершила их к нужному сроку.
В компании свою вину отрицают, утверждая, что работы были приостановлены из-за инвентаризации, организованной чиновниками. По мнению экспертов, не исключено, что вслед за этим судебным иском у первого «Инжтрансстроя», лишившегося поддержки старых аппаратчиков после ухода Брежнева, могут возникнуть новые сложности с федеральными ведомствами. Возможно, свой административный ресурс в противостоянии с конкурентами может использовать и Ефим Басин, который, по данным «Ко», до сих пор владеет 10% акций первого, когда-то брежневского «Инжтрансстроя». Заслуги Басина признают и конкуренты. «Он сумел в короткий срок создать мощную компанию и получить серьезный портфель заказов на генподряд. Но в отличие от нас у них пока нет такой славной истории, как у «Трансстроя», – говорит генеральный директор ЗАО «Инжтрансстрой» Иван Кузнецов.