Бастуют все

Забастовкой в Белоруссии охвачена практически вся страна. Этот «дедовский» метод достижения целей в первую очередь в трудовых спорах по-прежнему популярен во всем мире. Жесткое «баста!» работодателю в последнее время говорили финские почтальоны, французские музейщики и израильские дипломаты.
В Финляндии за последний год объявлялись минимум три крупных забастовки. В ноябре почтальоны выступили против новых правил оплаты их труда — после двух недель простоя руководство почтовой службы отказалось от новшеств.
Декабрь стал временем, когда трехдневную забастовку объявили Индустриальный и Торговый союзы, а также Федерация менеджеров. Причиной также стали вопросы повышения заработной платы. В январе 2020 года двухнедельную забастовку объявили три финских профсоюза: бумажной промышленности, служащих в сфере промышленности и индустриальный. Почти 30 тыс. человек выступили против новой версии Договора о конкурентоспособности, который регламентирует условия труда в стране. Она предполагала увеличение рабочего времени на 24 часа в год. В итоге спорная норма была вычеркнута, сторонами было согласовано увеличение заработной платы занятых на этих предприятиях на 3,3 % в течение 25 месяцев.
Израильские дипломаты стали участниками забастовки в октябре 2019 года. По всему миру были закрыты посольства из-за того, что минфин этой страны решил сократить финансирование дипмиссий. Бюджетная оптимизация вызвала недовольство не только в МИДе, но и в министерстве обороны, имеющем за границей военных атташе.
Через забастовки дипломаты пытались воздействовать на правительство и раньше. Из-за этого в 2011 году был даже сорван визит в Тель-Авив тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. Результат оказался эффективным: 900 сотрудникам были подняты зарплаты и выплаты.
В мае 2019 года на работу отказались выходить сотрудники Лувра. Они протестовали против работы в «удушающих» условиях большого наплыва туристов. За 10 лет поток вырос на 20 % — по итогам прошлого года самый посещаемый в мире музей принял 9,6 млн посетителей, большинство — из Китая и США. При этом, по данным профсоюза, штат сократился с 2 161 до 2 005 человек. Протестующие требовали привлечения дополнительного персонала и снижения количества посещений. Лувр был закрыт в течение двух дней, тысячи туристов не смогли посетить экспозиции.
В декабре Лувр и другие парижские музеи присоединились к забастовке против пенсионной реформы. Начавшиеся 5 декабря протесты были организованы профсоюзами и побили рекорд «желтых жилетов» по числу участников. По разным оценкам, бастовали от 800 тыс. до 1,5 млн сотрудников государственных и частных компаний. На время была практически остановлена работа метро, не ходили поезда, не работали школы, встали нефтеперегонные заводы, авиакомпании… Через шесть дней французское правительство сообщило о значительных послаблениях грядущей реформы: возраст выхода на пенсию остался неизменным (62 года), но был увеличен трудовой стаж, необходимый для 100-процентной выплаты пособия.
В июле 2018 года бастовали рабочие концерна Fiat Chrysler. Причиной стало то, что Exor, инвестиционный холдинг семьи Аньелли, владеющей автопроизводителем, решил заплатить 112 млн евро (£99,2 млн) за переход футболиста Криштиану Роналду в «Ювентус», которым также владеет семья. Профсоюз посчитал «неприемлемым» в то время, когда работники Fiat Chrysler терпят экономические лишения, тратить миллионы евро на покупку игрока. В знак протеста более чем на сутки был остановлен конвейер на одном из заводов концерна.
Первая описанная (на папирусе) забастовка состоялась в 1159 году до н. э. Власти не оплатили вовремя работу мастеров, строивших и расписывавших гробницы, и те с криками «Мы голодаем!» пришли к чиновникам, чтобы забрать свой хлеб. Люди отказывались уходить и работать, пока все обязательства не будут выполнены. Долги были погашены, протестующие вернулись на стройки, но вскоре узнали, что опять грядут задержки. Забастовка возобновилась, для усмирения недовольных выслали военных. В ответ протестующие пригрозили стереть гробницы фараонов с лица земли. Конфликт длился несколько лет, о его результатах история умалчивает.
В нашей стране право на забастовку официально появилось в 1989 году и перекочевало из советских законов в российские. В 2020 году им воспользовались курьеры Delivery. В июне доставщики протестовали против штрафных санкций и увольнений на фоне роста нагрузки, в июле они же невыходом на работу пытались добиться погашения девятимиллионной задолженности по заработной плате.
Амурский ГПЗ, принадлежащий «Газпром переработка Благовещенск», в июле превратился в арену для волнений рабочих. Завод рядом с городом Свободный к 2024 году должен стать самым крупным в России и одним из крупнейших в мире предприятий по переработке природного газа. В его строительстве задействовано свыше 30 тыс. человек. Рабочие-мигранты требовали компенсации за карантинные месяцы и повышения заработной платы. В итоге для усмирения самых активных протестующих вызвали правоохранительные органы.
Богатым на забастовки выдалось 17 июля. В этот день в Шереметьево около 100 строителей вышли на забастовку с требованием выплатить сверхурочные за работу на новой взлетной полосе. В Санкт-Петербурге аналогичным образом пытались получить компенсацию зарплат работники, возводящие «Лахта-центр».
О том, как на российских предприятиях бастовали против недостаточного внимания работодателя к проблемам распространения коронавируса, читайте в материале «Компании» «Цена бесправия: как вахтовые поселки стали фабриками COVID-19».
Еще по теме

