Бег с препятствиями
За год действия ОСАГО сотни тысяч отечественных автолюбителей успели на собственном опыте оценить все «прелести» этого нововведения. Километровые очереди в ГИБДД, ушлые страховщики, использующие любые лазейки, чтобы не платить возмещение своим клиентам, стали уже притчей во языцех. Уже не верится, что изначально закон об ОСАГО принимался для того, чтобы облегчить жизнь счастливым обладателям автомобилей…
Субботний сентябрьский вечер не задался сразу… Не успели мы с другом Денисом отъехать от дома, как на первом же перекрестке улиц Новаторов и Воронцовские пруды в крыло трехлетней «десятки» приятеля, двигавшейся по крайней левой полосе, «въехал» гость столицы на старом «Москвиче». Его виновность не оставляла сомнений – «Москвич» пытался повернуть налево из правого ряда. Впрочем, при ближайшем рассмотрении повреждения обоих авто оказались не такими уж и серьезными: авария произошла, когда оба автомобиля только начинали движение от светофора. Наша «десятка» отделалась лишь треснувшим бампером и вмятиной на крыле. Тем не менее виновник аварии, оказавшийся клиентом одной из средних страховых компаний, наотрез отказался оплатить наш небольшой ущерб «из своего кармана», не привлекая страховщика. Все его аргументы сводились к тому, что он уже заплатил «огромные деньги за полис, а теперь пусть платит страховщик».
Поколебать уверенность упрямого водителя «Москвича» не помог даже довод о том, что ему в данном случае прибегать к услугам страховой компании невыгодно: дешевле будет оплатить нам установку нового бампера. Ведь в соответствии с системой «бонус-малус», если водитель совершил хотя бы одно ДТП и был признан виновным, то при перезаключении договора ОСАГО на следующий год стоимость полиса вырастет почти в полтора раза, а две выплаты по вине застрахованного делают страховку примерно в 2,5 раза дороже. Зато в случае безаварийной езды стоимость полиса уменьшится на 5%. Но нам не оставалось ничего другого, как вызвать сотрудников ГИБДД.
Ожидая «гаишников», я поняла, почему многие российские автовладельцы, пострадавшие в аварии и отделавшиеся лишь царапинами, часто попросту отказываются от идеи добиваться возмещения от страховой компании, но зато сохраняют время и нервы. Возможно, всему виной вечерний час пик, но мы простояли посередине дороги четыре часа, перегораживая полторы полосы из имеющихся двух и создавая таким образом еще большие пробки на и без того перегруженной дороге. Поневоле вспомнилась история, рассказанная знакомыми, попавшими в аварию в Испании, где полиция приехала на место ДТП через несколько минут.
Игра в прятки
По замыслу законодателей обязательное страхование «автогражданки» должно защищать интересы пострадавших. Однако пока модель выплат российских страховщиков довольно далека от совершенства: компании компенсируют убытки, зачастую не укладываясь в сроки, предусмотренные законом. Это Денису и пришлось испытать на себе. Уже на следующий день мой друг приступил к сбору необходимых документов для получения страхового возмещения:
1) формы № 11 (в ней указано, кто из участников нарушил правила дорожного движения, выдается в ГИБДД);
2) копии протокола об административном правонарушении;
3) копии постановления по делу об административном правонарушении.
Для того чтобы получить копию протокола, Денису пришлось отстоять трехдневную очередь в группу разбора ГИБДД. «Пробки» в инспекции появились одновременно с введением ОСАГО – отделы разбора дорожно-транспортных происшествий оказались перегружены, сотрудники с трудом справляются с огромным наплывом автолюбителей (ежедневно на прием к инспектору приходят не менее 200 – 300 человек).
Кстати, большинство опрошенных «Ко» страховщиков стараются «войти в положение» автолюбителей. «Если пострадавший не уложится в предусмотренную законом норму, пять дней, и не подаст в течение этого срока заявление на выплату, это не будет являться основанием для отказа в компенсации», – заверяет руководитель департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимир Антипов. – Другой вопрос: известить страховщика о наступлении страхового события можно, не имея на руках всех необходимых документов».
После передачи необходимых для компенсации ущерба документов в страховую компанию и проведения независимой экспертизы, оценившей размер ущерба (экспертиза проводится в срок не более пять рабочих дней с момента подачи заявления о выплате), Денис стал ждать деньги. Всю следующую неделю он регулярно звонил сотруднику страховой компании Алексею, занимавшемуся делом приятеля. – Калькуляция на рассмотрении, – был ответ. А когда обещанный срок рассмотрения претензии прошел (по закону выплата должна быть произведена в течение 15 дней с того момента, как поданы все документы), Алексей неожиданно пропал. – Алексей будет в 11, – заверяли Дениса на другом конце провода. – Он должен прийти к обеду, – обещали в 11 часов. А когда наступало обеденное время, оказывалось, что Алексея в этот день уже не будет.– Тогда передайте мое дело другому сотруднику, более усидчивому, – пытался настаивать Денис. – Это невозможно. Ваше дело уже ведет Алексей, – чеканила девушка на reception.
Через неделю Алексей сам «вышел на связь». А еще через три дня страховщик принял решение о выплате. Впрочем, как оказалось, Денису еще повезло. Как подтвердили «Ко» сами страховщики, в случае если компания сомневается в факте совершения ДТП, времени на проверку уходит значительно больше. Правда, это касается лишь крупных ущербов – на сумму более $10000. Дело в том, что с введением ОСАГО число мошенничеств в страховании резко возросло. К тому же автострахование традиционно пользуется особой «любовью» аферистов: более 70% всех случаев страхового мошенничества в России происходит в автостраховании. Самый распространенный способ – инсценировка аварии (для этого используются уже битые машины), после которой «свой» инспектор выдает справки, необходимые для получения выплаты.
«Поддержанное» возмещение
Страховая компания предложила Денису на выбор два варианта: отремонтировать машину в одном из автосервисов, сотрудничающих со страховщиком, или получить деньги на руки. От первого варианта мой друг отказался сразу: по отзывам «бывалых» автомобилистов, качество такого ремонта оставляло желать лучшего. Поэтому он решил получить возмещение наличными и самому ремонтировать машину в уже знакомом сервисе.
Однако, получив деньги, Денис с удивлением обнаружил, что рассчитанной страховщиками суммы не хватит, чтобы купить новый бампер и выправить крыло. В компании же заверили, что все вполне законно.
Дело в том, что по закону об ОСАГО компания возмещает только реальный ущерб. Это означает, что сумма страховой выплаты рассчитывается «за вычетом износа деталей». Например, у 10-летнего автомобиля износ может составить 80% от стоимости новой детали. И, чтобы ее заменить, владельцу придется из своего кармана оплатить 10 – 15% стоимости ремонта. Причем, даже если авто только что сошло с конвейера, износ его деталей составляет 3%! В нашем случае страховщик выплатил сумму, позволяющую заменить треснувший бампер «десятки» на такой же трехлетний бампер. Зато затраты на работу по ремонту вмятины на крыле страховая компания компенсировала полностью.
Во всем мире страховщики возмещают убытки намного быстрее. Все дело в том, что в России пострадавший предъявляет претензии компании, застраховавшей виновника аварии, в то время как в Европе достаточно лишь обратиться к своему страховщику, который сначала возмещает ущерб, а затем уже получает эти деньги со страховой компании виновника. Неудивительно, что такая модель выплат гораздо эффективнее: стремясь получить лояльного клиента, страховщик постарается выплатить деньги в срок. Хочется верить, что когда-нибудь и россиянам не придется неделями, а то и месяцами обивать пороги страховых компаний.
Еще по теме





