Бегом к пирамиде: почему NFT-игру Stepn сравнивают со схемой Понци
Одним из главных драйверов роста криптовалютного рынка в прошлом году стала сфера play-to-earn (играй, чтобы заработать), в играх которой пользователи могут заработать криптовалюту или NFT. В этом году сегмент перешел на новую ступень эволюции — токены за физическую нагрузку, в частности пробежки. Криптопроект Stepn получил уже несколько миллионов долларов инвестиций от крупных инвесткомпаний, столько же игроков по всему миру и даже российский клон с еще большим числом рисков и сомнительной рекламой.
Stepn была основана в августе 2021 года австралийской студией Find Satoshi Lab, основатели которой — Джерри Хуанг и Ян Рон, уже имевшие опыт в криптоиндустрии. В октябре того же года игра закончила первые тесты и победила на хакатоне от криптовалюты Solana. Пользователей в Stepn становилось стало больше, поэтому компания решила ввести ограничения на регистрацию новых игроков, что отчасти сделало ее модным проектом не для каждого, что привлекло еще больше внимания к проекту. Для начала игры необходимо было получить специальный код активации.
К слову, среди криптовалютных разработок студии — лишь цифровой кошелек Solwallet, который так и не дошел до релиза. У некоторых членов команды есть опыт мобильной разработки.
При этом сам Хуанг более десятка лет проработал в сфере видеоигр и маркетинга, являясь сооснователем Falafel Games (создание мобильных приложений), а Рон — бизнес-амбассадор проекта Algorand и представитель отраслевых ассоциаций Blockchain Australia и South Australian Blockchain Association. В 2018 году он основал консалтинговую компанию Crypto SA.
Среди консультантов Find Satoshi Lab числится глава цифрового крыла Adidas — Runtastic — Скотт Данлэп. Он часто делится в соцсетях своими достижениями в Stepn.
В декабре 2021-го Stepn была полноценно запущена, а в январе 2022 года команда смогла привлечь первые крупные инвестиции — $5 млн от 15 венчурных фондов, среди которых Sequoia Capital, Folius Ventures и Solana Capital. В начале апреля Binance Lab объявил об инвестициях в Stepn, не назвав точную сумму вложенных средств.
Приложение быстро начало генерировать деньги — от $3 млн до $5 млн чистой прибыли только от комиссий в сутки с общим доходом до $100 млн ежемесячно, писал Techcrunch со ссылкой на одного из основателей проекта. По данным американского Forbes, на середину мая у Stepn было 2,3 млн активных пользователей. Большинство из них — жители США, Японии и Европы.
А как зарабатывать?
На старте пользователю необходимо зарегистрироваться в приложении Stepn и купить NFT-кроссовки. Между тем для регистрации нужен код активации. Получить его можно на раздачах, которые проходят в официальных сообществах в 16:00 мск.
Кодом могут поделиться уже зарегистрированные пользователи игры, которые смогли достичь определенного прогресса. Некоторые из них не готовы делать это бесплатно, поэтому только в России на популярных площадках можно найти более 1,6 тыс. предложений купить код за 100 рублей и выше.
Stepn работает по бизнес-модели move-to-earn (M2E), то есть заработок криптовалюты и NFT посредством действий в физическом мире.
Эта идея далеко не нова — ведь можно вспомнить Pokemon Go или Wii Sports. Однако они задерживали внимание пользователей прежде всего за счет социальных и развлекательных стимулов, а Stepn – финансовых.
Криптовалютные токены в игре можно получить за бег или ходьбу на определенной скорости. Для каждой скорости есть свои кроссовки. Всего этих типов четыре:
-
Walker для ходьбы на скорости от 1 до 6 км/ч;
-
Jogger — 4–10 км/ч;
-
Runner — 8–20 км/ч;
-
Trainer — 1–20 км/ч (пользователь выбирает темп самостоятельно).
Купить кроссовки можно в приложении или на платформах Magic Eden, Binance NFT или на том же Avito. Во внутриигровом маркетплейсе они продаются за криптовалюту Solana (SOL) и цена на них периодически растет. На утро 9 июня самый дешевый кроссовок обойдется новичку в $145,5, самый дорогой — почти в $400 тыс. Покупка коллаборативных кроссовок в сети BNB Chain будет стоить еще дороже.
Кроссовки можно продавать «с рук» на маркетплейсе внутри приложения, приобрести Shoebox — коробку, из которой выпадает случайный кроссовок, или купить его у продавцов на Avito. Самый дорогой кроссовок на площадке будет стоить 1,2 млн рублей в месяц с обещанием ежемесячной прибыли в 600 тыс. рублей. Также на Avito продают курсы по заработку в игре стоимостью 3 тыс. рублей. Немалая часть предложений, связанных со Stepn, исходит из южных регионов России, в частности из Дагестана. В Махачкале даже заработал ларек по продаже NFT-кроссовок с 20-дневным сопровождением после покупки токена и консультациями по их прокачке.
Заработанные в игре токены можно тратить на ремонт «рваных» кроссовок, прокачку и другое. Если не хватает внутренней валюты, можно добавить денег из собственного кошелька. Сама игра берет с игроков комиссию в 0,5% за торговлю, чеканку и аренду кроссовок.
Токеномика Stepn
Она строится на трех активах — Solana, Stepn (GMT; токен управления) и Green Satoshi Token (GST; внутриигровая валюта проекта). Предложения последнего неограниченно, а GMT были добыты на премайне, поэтому их предложение ограничено 6 млрд токенов. Игроки могут заработать и их, но лишь после достижения 30-го уровня прокачки.
Разработчики выделили под модель M2E 30% выпущенных GMT, аналогичное количество активов направили на нужды экосистемы и казначейства Stepn. В приватных продажах реализовали 16% GMT, еще 7% оставили на платформе Binance Launchpad. Остальные токены были заблокированы для разработчиков и консультантов. Между тем владельцы этих 15% токенов не могут их продать, поскольку такую возможность блокирует сам смарт-контракт. Приватные инвесторы могут перепродать будущую возможность распоряжаться токенами, получится своего рода аналог фьючерса, пишет Forbes со ссылкой на Cryptorg.
Механика Stepn предполагает сжигание токенов: они выводятся из обращения через ремонт и прокачку NFT (точное число токенов есть на странице смарт-контракта Stepn, на момент публикации их оставалось 5,868 млрд GMT), открытие Mystery Box, минтинг кроссовок, а также через улучшение для NFT и разблокированных слотов под них. Рыночная капитализация токена составляет почти $590 млн.
Токены GST пользователь получает за бег и ходьбу, их же он может тратить на починку и прокачку кроссовок. Сейчас 1 GST торгуется по $0,5. Еще в конце апреля его стоимость доходила до $8,4, но к началу июня потеряла более 80% на фоне запуска игры на втором блокчейне — Binance Smart Chain, который приносил больше дохода, чем добыча на блокчейне Solana. После отыгрыша падения и ухода GST в плюс в сети Binance руководство Stepn объявило о прекращении работы с пользователями из Китая, сославшись на законодательный запрет криптовалют в этой стране. Это привело к панической распродаже токена и даже созданию в Telegram «молитвенного отдела», посвященного проекту: в нем инвесторы обмениваются так называемыми молитвами на рост токенов в цене. Аналогичные Telegram-каналы появлялись после возникновения кризисных моментов у других криптовалютных проектов и пирамид, в частности «Финико» и Life is Good.
«Внутриигровая монета упала в цене, роста я не предвижу», — заявил «Компании» инвестиционный консультант, автор YouTube-канала «Экономист на час» Рами Зайцман. По его словам, после падения стоимости токена на проекте «больше никто не заработает».
«Вайбы» схемы Понци
Можно с уверенностью сказать, что Stepn, несмотря на волатильность крипторынка, все же приносит пользу своему сообществу — по словам игроков, они стали более активными и смогли снизить свой вес. При этом с ростом популярности проекта не утихают его сравнения с финансовой пирамидой, где больший доход получают первые инвесторы за счет вложений новых игроков.
Разработчики Stepn и сами упоминают о влиянии схемы Понци в своей публикации. Команда, рассказывая о признаках пирамиды в играх формата Play-to-Earn, отмечает, что у их проекта «сильная токеномика» — то есть у разработчиков есть рычаги влияния на стоимость токенов, а еще Stepn приносит реальную пользу игрокам в контексте их здоровья.
Между тем проект находится еще на стадии бета-тестирования, поэтому пользователи регулярно обнаруживают все новые баги: приложение иногда некорректно считывает скорость передвижения и не начисляет токены, а также временами пользователи не могут пройти авторизацию из-за «занятости сети». Кроме того, игроки жаловались на пропажу токенов при переводах средств. Разработчики утверждали, что решили эту проблему, однако нет гарантий, что подобное не повторится снова.
И пользователям нельзя забывать, что Stepn — централизованное приложение, поэтому игроки не могут хранить NFT на отдельном некастодиальном кошельке — в случае блокировок или других инцидентов они рискуют потерять доступ к средствам, напоминает Forklog. Издание отметило, что проект руководствуется комплексной и непрозрачной системой вознаграждений, значения которой могут менять по своему усмотрению.
Популярность Stepn неизбежно привела к появлению клонов. Так, российский инфобизнесмен и выходец из «Бизнес молодости» Сергей Косенко собирается запустить криптопроект Amazy, который активно начали рекламировать популярные блогеры, инфобизнесмены и музыканты.
Проект предлагает купить NFT-кроссовки и зарабатывать на пройденном расстоянии. Минимальная стоимость пары кроссовок составляет $100, что, по мнению Косенко, выгодно отличает его проект от Stepn, как и принципиальный отказ от поддержки инвестфондов. «Мы продвигаем проект через блогеров и инфлюенсеров, которые сами ведут здоровый образ жизни и вовлекают в него свою аудиторию. В проекте задействовано более 350 знаменитостей. То есть необходимости в медийной поддержке фондов у нас нет», — говорится в заявлении Amazy. Запуск проекта был запланирован на конец мая 2022 года, однако на момент публикации информации о старте не появилось.
Проект привлек в криптовалюту «очень много новой «нешуганной» аудитории, считает криптоэксперт Евгений Каминский. Он сравнивает поведение игроков Stepn с поведением участников финансовых пирамид, которые до последнего надеются «отбить свои вложения и выйти в прибыль». «Всего 2–3% участников проекта вывели деньги в прибыль и больше к нему не прикасаются, а порядка 10–15% отбили вложения и вложились снова. С этой стороны Stepn очень напоминает финансовую пирамиду», — заметил эксперт.
Он отметил, что пользователи проекта, возможно, не до конца отдают себе отчет, что стали частью криптовалютного рынка, — они видят Stepn азартной и «хайповой» игрой. По мнению Каминского, за счет проекта рынок получил массу новых людей, тогда как сами игроки недооценивают риски индустрии, в которой оказались. «Пользователи считают себя не частью рынка, а только частью проекта. В этом их большая ошибка, на мой взгляд», — заключил эксперт.