Top.Mail.Ru
архив

Бегство лорда Блэка

В издательском доме Hollinger произошла революция. Череда финансовых скандалов привела к тому, что основатель и владелец компании лорд Конрад Блэк счел за лучшее продать свое детище братьям Барклай и покинуть издательский бизнес, не дожидаясь кульминации сюжета.

 

Такого хода от Блэка никто не ожидал. Он снискал себе славу необычайно удачливого бизнесмена. «Я обожаю Конрада Блэка – это единственный человек, рядом с которым я ощущаю себя глупой», – призналась однажды премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер.

Издательский холдинг Hollinger, созданный канадским бизнесменом Конрадом Моффатом, занимает третью строчку в списке крупнейших издательских групп мира, уступая только легендарной NewsCorporation Руперта Мердока и компании Gannett– издателю газеты USAToday. В середине 1990-х годов Hollinger принадлежало 60% всех канадских газет, на долю которых приходилось 37% всего суммарного ежедневного тиража, а также газеты в США, Великобритании и Израиле.

 

Проданные экзамены и купленные газеты

 

Конрад Моффат, позже ставший известным как лорд Конрад Блэк, родился в 1944 году в Канаде в семье богатого предпринимателя. Его отец владел крупными пивоваренными заводами и не отказывал себе в удовольствии поиграть на фондовой бирже. Кроме того, он активно занимался политикой. Семья Моффатов относилась к элите монреальского общества. Однако Конрад начал самостоятельную жизнь с того, что со скандалом это общество покинул. В четырнадцатилетнем возрасте его выгнали из привилегированной частной школы – он попался на торговле экзаменационными билетами. Вероятно, уже тогда бизнес привлекал его куда больше, чем учеба. Известно, что впервые Блэк купил акции (компании GeneralMotors) в возрасте восьми лет.

Конрад уехал из Монреаля, но образование все-таки получил. У него два диплома – историка (университет Мак Гилл) и юриста (университет Лаваль) Со временем история так заинтересовала будущего издателя, что он даже написал и опубликовал несколько серьезных монографий, в том числе подробную биографию американского президента Теодора Рузвельта. Работа над книгой заняла у него больше десяти лет, автору удалось собрать интереснейший архив личных документов Рузвельта, который позже был продан на аукционе за $8 млн.

Впрочем, это было уже после того, как Конрад Блэк стал преуспевающим владельцем нескольких изданий. Его бизнес начался с небольших местных газет в восточных провинциях Канады, каждая из которых обошлась Блэку не дороже $10 000. На их приобретение пошли банковские кредиты, которые ему удавалось получать благодаря громкому имени своего отца. Первой покупкой была EasternTownshipsAdvertiser, выходившая во франкоговорящей канадской провинции Квебек. Менее чем за год правления Блэка газета иииииз издания, прозябающего в постоянных долгах, превратилась в прибыльное предприятие.

Стиль Блэка отличали две характерные черты, весьма редкие для игрока издательского рынка Канады тех лет: полное презрение к журналистике как искусству и стремление к максимальному сокращению затрат. Он покупал небольшие издания, не приносящие своим владельцам прибыли, однако занимавшие монопольное или лидирующее положение в масштабах одного городка или округа, а потом реорганизовывал их. Именно талант налаживания издательского бизнеса принес ему славу одного из самых успешных медиа-магнатов мира. Перестройка издания «по Блэку» выглядела так: сокращение персонала (в первую очередь штатных журналистов) наполовину, отказ от какой-либо политкорректности и даже простой вежливости, открытый бунт против устоявшихся обычаев и охота за скандалами, которые могут привлечь внимание непритязательной публики.

В 1969 году он объединил капиталы с бизнесменом Питером Уайтом и организовал холдинг SterlingNewspapers, который сразу же сделал первое крупное приобретение: партнеры смогли выкупить SherbrookeRecord, одну из ведущих газет Квебека. После этого Sterling начал коллекционировать мелкие местные издания и за короткий срок довел их количество до трех десятков, а общий тираж – до 100 000 экземпляров.

 

Тигр в канадской клетке

 

Тем временем отец Конрада, продолжавший заниматься собственным бизнесом, создал компанию, которой суждено было стать краеугольным камнем в империи Блэка. Холдинг RavelstonCorporation был создан в 1969 году специально для аккумулирования активов крупной компании ArgusCorporation. Основными направлениями ее деятельности стали пивоварение, производство стекла и химических веществ. За несколько лет Моффату-старшему удалось довести свой пакет акций Argus до 22%. В 1975 году весь этот пакет достался Конраду, который, собрав в виде банковских кредитов под гарантии SterlingNewspapers еще несколько миллионов долларов, вскоре приобрел полный контроль над компанией Argus. Капитализация Argus в 1975 году достигала сотни миллионов долларов, и под гарантии столь могущественной структуры Блэку удавалось получать огромные кредиты, которые шли на приобретение все новых и новых местных газет. В конце 1970-х компания сменила название на HollingerInternational (по названию еще одного проданного актива ArgusCorporation – золотодобывающей компании HollingerConsolidatedGoldMines).

1980-е годы в канадском издательском бизнесе проходили под знаком Hollinger. Холдинг стал крупнейшим игроком рынка – Блэку не принадлежал ни один из крупных национальных брэндов, однако суммарный тираж его небольших ежедневных и еженедельных изданий превышал тираж любой другой издательской группы.

При этом издания Конрада Блэка стали постоянными источниками скандалов национального масштаба. Блэк, о котором знавшие его люди говорили, что он «больший американец, чем американцы, и больший англичанин, чем англичане», чувствовал себя в консервативной Канаде, как тигр в клетке. «В Канаде так называемая мудрость столь глупа, что следовать ей означает духовную смерть», – заметил однажды Конрад, который сам регулярно выступал на страницах принадлежащих ему изданий с резкими политическими выпадами, причем, по выражению журналиста Дэвида Плотца, «писал лучше, чем большинство журналистов, которые на него работали».

Со страниц своих изданий Конрад призывал канадцев стать «более деятельными, более активными, более инициативными», ставя в пример ближайших соседей – американцев. В одной из статей он договорился до того, что призвал канадцев провести референдум о присоединении к США – в сегодняшней Канаде эту идею по непопулярности можно сравнить разве что с требованием ввести запрет на хоккей. Со временем врагами Блэка стали все видные канадские политики – от Жана Кретьена до епископа Калгари Фреда Генри.

 

Журналистов – на улицу!

 

1985 год ознаменовался для империи Конрада Блэка выходом на международный рынок. Под знамена империи Hollinger перешла одна из наиболее уважаемых газет мира – лондонская Daily Telegraph, основанная еще в 1855 году Артуром Слеем. Это был первый случай, когда Конрад позарился на крупный брэнд. Однако методы его работы в Великобритании остались прежними: большинство журналистов оказались на улице, а когда недовольные попытались устроить забастовку, на весь мир прозвучали слова Блэка: «Самый главный миф о газетном деле заключается в том, что журналистов считают необходимыми для успеха издания».

В Великобритании Daily Telegraph – это не просто газета. Она традиционно отражает идеи консерваторов, общий ежедневный тираж издания достигает миллиона экземпляров. Благодаря приобретению Daily Telegraph, Конрад, никогда не скрывавший своих монархических взглядов и открыто поддерживавший консерваторов, получил доступ к политической верхушке Великобритании, в том числе свел личное знакомство с Маргарет Тэтчер. За время правления Блэка Daily Telegraph стала еще более популярной (ее тираж достиг 1,2 млн экземпляров) и при этом куда резче, чем прежде, выражала взгляды консерваторов.

Королева Великобритании Елизавета II отметила вклад Конрада Блэка в развитие идей консервативной партии, даровав ему в 2001 году звание пэра. Тут канадцы, смертельно обиженные на издателя, не замедлили нанести ответный удар. Премьер-министр Канады Жан Кретьен настоял на исполнении давно забытого, но никем не отмененного закона, согласно которому гражданин Канады не имел права получать титулы, дарованные королем Великобритании. Разгорелась жаркая битва, в которой закон оказался на стороне Кретьена. Тогда Блэк демонстративно отказался от канадского гражданства. С конца 1990-х Конрад Блэк постоянно живет в Великобритании.

 

Создание и распродажа коллекции

 

В начале 1990-х годов Hollinger продолжал коллекционировать мировые газеты. В 1992 году Блэк выкупил пакет акций издательского дома Southam, а в 1994-м приобрел Sun-Times Company – издателя одной из самых популярных газет в Чикаго, Chicago Sun-Times. В 1995 году к империи Hollinger добавились 14 изданий корпорации Armadale и 19 изданий главного соперника Блэка в Канаде – Thomson Corporation.

Куда бы ни приходил Блэк, принцип его действий оставался неизменным: резкое сокращение затрат, увольнение большинства штатных сотрудников и отказ от аналитических материалов в пользу скандальных репортерских публикаций.

В 1998 году Блэку удалось окончательно аккумулировать в своих руках контрольный пакет акций издательского дома Southam. Тогда он наконец решился на давно задуманный шаг: под маркой этого дома была создана совершенно новая газета, National Post – первая канадская национальная газета в истории Hollinger. Издание, которое не надо было переделывать, которое можно было изначально выстроить «по Блэку». Идея оказалась провальной. Уже через три года стало ясно, что National Post катастрофически убыточна: выручка не покрывала и 50% затрат. Тогда медиа-магнат впервые задумался о реорганизации своего холдинга.

Он решил избавиться от нескольких сотен мелких газет – главного источника своего богатства – и сосредоточиться на развитии нескольких крупных брэндов, в первую очередь горячо любимой Daily Telegraph, которую он искренне считал «бриллиантом в своей короне». Hollinger уступил часть американских газет холдингу CNHI, 126 изданий достались телекоммуникационной группе CanWest за $3,2 млрд, еще несколько газет выкупила группа OspreyMediaGroup. В распоряжении Блэка остались только 150 изданий, большая часть которых были собраны под маркой Sun-Times Company и выходили в Чикаго.

 

Атака «фанатиков и террористов»

 

Гром грянул неожиданно. В начале 2003 года на сцене появился мало известный в финансовых кругах нью-йоркский брокер Твиди Браун, который за несколько лет собрал довольно большой пакет акций Hollinger International. В открытом письме к Конраду Блэку, датированном 19 мая 2003 года (копия была направлена в комиссию по биржам и ценным бумагам SEC), Браун интересовался судьбой средств, которые Блэк перекачивал из Hollinger International в фонды, аффилированные с Ravelston Corporation (группа компаний, использовавшихся медиа-магнатом в качестве основной контрольной структуры для всех своих активов). Браун привел доказательства совершения нескольких сделок между Hollinger и Ravelston, в результате которых в семейную компанию Блэка ушло в общей сложности более $250 млн.

Ответные действия Конрада были выдержаны в его обычной манере. Он заклеймил Брауна и его сподвижников, употребляя при этом эпитеты, самыми мягкими из которых были «фанатики» и «террористы», и излучая твердую уверенность в чистоте финансовых документов Hollinger. Затем Блэк пригласил для проверки фактов, указанных в письме Брауна, самого Ричарда Бридена, экс-председателя SEC, в чьем послужном списке значились расследования по делам Enron и WorldCom.

Это было ошибкой. Бриден действительно обнаружил данные о финансовых злоупотреблениях, и вскоре Блэку пришлось публично признать факт проведения незаконных платежей на сумму в $32 млн.

Недовольство акционеров нарастало как снежный ком, и к осени глава медиа-империи покинул пост генерального директора Hollinger International. Он, правда, не выглядел обескураженным и даже пошутил в одном из интервью, что день отставки принес ему еще $50 млн – именно на столько подорожал его пакет акций Hollinger после того, как стало известно о его уходе.

Но чиновники SEC уже взяли след, и остановить расследование оказалось невозможным. К концу года SEC вплотную взялась за поиски $200 млн, пропавших где-то в трастовых фондах на Багамских островах, появились данные о незаконных бонусах, выплаченных Блэку и его ближайшим соратникам – президенту группы Дэвиду Радлеру и генеральному советнику Марку Кипнису.

В итоге Блэк счел за лучшее продать свое детище, пока цена акций была еще достаточно высока. В январе 2004 года он объявил, что заключил соглашение о продаже контрольного пакета акций Hollinger International с британскими миллиардерами – братьями Барклай.

Однако на этом сага о лорде Блэке вряд ли закончится. У акционеров Hollinger International осталась масса вопросов к Конраду, на которые им хотелось бы получить ответы. Даже в том случае, если для этого придется затеять судебное разбирательство. Не исключено, что в 2004-м имя Конрада Блэка будет появляться на страницах мировых газет не реже, чем в те годы, когда он был одним из крупнейших медиа-магнатов мира.

Еще по теме