Top.Mail.Ru
архив

Бегство от иллюзий

Так называемые неоконсерваторы ни в чем не знают меры. Им неведомы хорошие манеры, не свойственна элементарная предусмотрительность. Интересно, сколько времени должно пройти, чтобы европейцы (я имею в виду политических лидеров и ведущих политологов) поняли, насколько серьезно изменились правила игры по другую сторону Атлантики. Примером тому может служить история с Полом Вулфовицем. Его назначением на пост президента Всемирного банка президент-император Джордж Буш отвесил своим европейским союзникам звонкую оплеуху. А ведь всего пару недель назад все мировые средства массовой информации трубили о «великом примирении» между Европой и Соединенными Штатами Америки. Торжественное объявление Буша о назначении Вулфовица – это еще не официальное вступление в должность, но из европейских столиц не слышно ни одного голоса против. И ясно почему: Всемирный банк – не благотворительная организация, да и демократией там не пахнет. Как все банки имеет совет директоров, в котором больший вес имеет тот, у кого больше акций. А кому иметь самый большой пакет акций, решает президент банка, которым станет Пол Вулфовиц, до недавнего времени второй человек в Пентагоне, по всеобщему мнению, главный вдохновитель и организатор агрессии против Ирака.

Ни для кого не секрет, что Буш его за это отблагодарил. Таким образом, Вулфовиц стал руководителем международного ранга. Теперь один из самых известных «ястребов» в администрации Буша возглавит организацию, главной целью которой, вроде бы, является уравновешивание мировой экономики, помощь беднейшим странам и т.д. И вот главой данной организации США назначают человека, который в глазах международной общественности предстает как милитарист, теоретик агрессии, человек, который пренебрежительно относится к ООН и выступает за безальтернативность американской политики.

Отличный ход, Джордж! Совсем недавно ты по следам Кондолизы Райс проехался по Европе, чтобы продемонстрировать, как далеко ты продвинулся в укреплении солидарности со своими европейскими союзниками, насколько ты настроен отказаться от одностороннего подхода в разрешении международных проблем. И вот, пожалуйста, на пост главы Всемирного банка ты выбираешь человека, который менее всего вызывает доверие у твоих партнеров и у международной общественности.

По словам хорошо информированного источника в Госдепартаменте США, Буш был очень удивлен по поводу холодной реакции в некоторых европейских столицах на его решение,  в том числе и сдержанным неодобрением со стороны своего верного союзника в иракской войне Тони Блэра. «Но я же ему звонил», - раздраженно заявил Император, который действительно звонил в Лондон, Берлин, Париж и даже в Рим. По мнению Джорджа Буша, то, что он сообщил о своем решении по телефону, означает, что таким образом «проконсультировался» с союзниками. Все этим сказано, добавить нечего. Наглядная иллюстрация того, что Вашингтон понимает под консультациями и сотрудничеством со своими ближайшими партнерами.

Когда Белый дом развяжет новую агрессию, вероятно, что с лидерами европейских стран проведут такие же «консультации»: «Послушай Жак (Тони, Герхард), завтра мы атакуем Иран. Гуд бай».

Политологам сегодня приходится нелегко. Еще совсем недавно они дружно заявляли о том, что Вашингтон наконец-то стал более уважительно относится к «старой Европе». Еще одной оплеухой международному сообществу можно считать назначение «ястреба» Джона Болтона представителем Соединенных Штатов в ООН. Многие аналитики расценивают назначение Болтона как стремление Вашингтона перейти к более жесткому тону в дипломатии.

В общем, «великое примирение» длилось не более десяти дней. А, скорее всего, его на самом деле и не было.