Top.Mail.Ru
архив

Белая акула вместо мелкой рыбки

Американский концерн AT-and-T намерен купить Vodafone и стать крупнейшим телекоммуникационным концерном Европы. Однако после скандала с прослушиванием телефонов, которым занимались АНБ и ЦРУ, попытка завоевать рынок Старого Света натолкнулась на отсутствие взаимности.

Когда Рэндалл Стивенсон приезжает в Брюссель или Лондон на участившиеся в последнее время деловые встречи и публичные выступления, он не упускает возможности указать европейцам на их неудачи. "Шесть лет назад Европа занимала лидирующие позиции в сфере мобильной связи", - заявляет своим слушателям председатель правления крупнейшего телекоммуникационного концерна США AT-and-T. Сегодня же, продолжает он, гордо выпятив грудь, Америка перехватила пальму первенства: "Европа плетется далеко позади Соединенных Штатов". Причина в том, что американские концерны создают наиболее быстрые коммуникационные системы, и именно от них исходит большинство новых трендов в области мобильного Интернета.

Далее Стивенсон озвучивает рецепт, который позволит преодолеть эту слабость: когда Европа станет более ориентированной на американский рынок, а сотовые операторы выйдут за рамки государственных границ и начнут свободно развиваться, избавившись от различных национальных ограничений, только тогда она сможет добиться прежнего успеха.


Горький привкус

У прописанного Стивенсоном лекарства горький привкус. Начиная с лета руководитель концерна AT-and-T подыскивает компанию-кандидата для последующего приобретения, и Европа находится в самом верху его списка потенциальных покупок. Но куда бы он ни стучался, дверь везде захлопывалась. Так было в Мадриде с Telefonica или в Риме с Telecom Italia. Некогда государственные монополии отдать под контроль американцев? Этого европейские правительства допустить никак не могут.

Сейчас "на мушке" у Стивенсона - британский оператор Vodafone. И никакие правительства, никакие защитники свободной конкуренции не должны перечеркнуть его планы. "Если AT-and-T намерен сделать рывок через океан, то это одна из немногих возможностей осуществить этот рывок, поскольку Vodafone не принадлежит государству", - отмечает Юрген Морат, управляющий консалтингового агентства Accenture во Франкфурте-на-Майне.

Стивенсону трудно было бы выбрать более неудачный момент для своего "броска" в Европу. После серии разоблачений, сделанных экс-сотрудником Агентства национальной безопасности (АНБ) Эдвардом Сноуденом, все IT-компании США по умолчанию подозреваются в том, что они могут сотрудничать с американскими спецслужбами в области контроля и перехвата интернет-трафика по всему миру. И, как стало известно благодаря инсайдерской информации газете New York Times, американский гигант AT-and-T, очевидно, сотрудничает не только с АНБ, но и с ЦРУ. И когда этот концерн намеревается получить доступ к европейским сетям мобильной связи, то подозрения становятся еще серьезнее, поскольку в таком случае значительно упростится перехват данных.


Экзамен в Берлине

Мегасделка на сумму более чем 150 млрд евро была бы одним из крупнейших поглощений в мире. Группа AT-and-T-Vodafone, чей оборот составит около 200 млрд евро, стала бы лидером рынка как в Америке, так и в Европе и превратилась бы в крупнейший - с большим отрывом - телекоммуникационный концерн. В настоящее время американцы просчитывают все мыслимые сценарии. В соответствии с ними Стивенсон уже в 2014 г. может установить контакт с главой Vodafone Витторио Колао и обратиться к нему с предложением о поглощении или слиянии двух компаний.

Вопрос о том, получит ли подобная "свадьба" благословение защитников свободной конкуренции, остается открытым. За амбициями AT-and-T зорко следят не только в Лондоне или Брюсселе, но и в Берлине. Министерство экономики ФРГ оставляет за собой право провести проверку поглощения Vodafone концерном AT-and-T. Возможность запретить подобную сделку или наложить на нее ограничения предусмотрена параграфом 55 Правил внешнеторговой деятельности, поскольку тем самым "могут быть поставлены под угрозу общественное устройство или безопасность Германии". Правила позволят министру экономики ФРГ вмешаться и в том случае, если американский концерн поглотит британскую компанию, а она, как в ситуации с Vodafone, широко представлена на немецком рынке. Однако подобное решение должно получить одобрение всего федерального правительства.

Немецкая Deutsche Telekom уже сейчас предупреждает о рисках, связанных с распродажей европейских телекоммуникационных сетей. "Европейские сотовые операторы становятся объектами поглощений со стороны неевропейских игроков", - говорится в меморандуме, который в конце октября был разослан будущим руководителем Deutsche Telekom Тимотеусом Хеттгесом в адрес ведомства федерального канцлера и Еврокомиссии. Как пишет Хеттгес, растущая зависимость от неевропейских поставщиков услуг не только поставит под угрозу техническую независимость в Интернете, но и сделает Европу более уязвимой перед всевозможными кибератаками, а также будет угрожать способности защищать критическую телекоммуникационную инфраструктуру.

Deutsche Telekom уже начала выстраивать первую линию обороны: компания предлагает осуществлять маршрутизацию на национальном или европейском уровне таким образом, чтобы ни один байт внутригерманского трафика не покинул пределов страны. Соответствующую директиву министр экономики ФРГ Ханс-Петер Фридрих намерен обсудить с будущим партнером по правительственной коалиции - партией СДПГ, после чего незамедлительно закрепить положения этой директивы в новом законе об информационной безопасности. Эти шаги предназначены для того, чтобы помешать зарубежным спецслужбам контролировать внутригерманский интернет-трафик.

Для AT-and-T это было бы настоящим ударом, поскольку один из важнейших аспектов деятельности заключается в перемещении большого объема данных по трансатлантическому кабелю из Европы в Америку.


Deutsche Telekom и ее защитный экран

Чтобы обезопасить своих обеспокоенных клиентов от американцев, Deutsche Telekom намерена пойти еще дальше. Она представила свою новую разработку: это Clean Pipe - чистая линия связи, с помощью которой компания намерена создать некий защитный экран от всех основных угроз интернет-пространства. Ряд наиболее важных компонентов - от роутеров до системы "облачных" вычислений - поставляется немецкими производителями, не сотрудничающими с зарубежными спецслужбами. Clean Pipe была разработана совместно с фирмой Lancom из Аахена, специализирующейся на выпуске высокоскоростных роутеров и уделяющей большое внимание вопросам безопасности.

По мнению экспертов, идеальный момент для крупных сделок в Европе концерн AT-and-T уже упустил. "Особого взаимодействия между США и Европой не наблюдается", - констатирует Вольфганг Бок, старший партнер мюнхенского консалтингового агентства Boston Consulting, отвечающий за телекоммуникационную сферу. - Для AT-and-T имело бы смысл что-то покупать в Европе лишь в том случае, если бы объект покупки оценивался ниже своей номинальной стоимости". Однако, по его словам, биржевые котировки выросли с начала года приблизительно на 30%, так что купить по дешевке уже не выйдет.

Сопротивление европейцев стало для AT-and-T полной неожиданностью. До недавнего времени американских инвесторов встречали с распростертыми объятиями. Еще в 1990-е две из фирм - предшественников нынешнего AT-and-T - Pacific Telesis и Bell South - были учредителями Mannesmann Mobilfunk и E-Plus. Компания AT-and-T была даже миноритарным акционером Mannesmann Arcor, вторым по величине конкурентом Deutsche Telekom в области стационарной телефонной связи. Однако из-за волны слияний в США, в результате которой возникли сегодняшние гиганты AT-and-T и Verizon, американцы ушли с немецкого рынка. Шансы на рост отечественного рынка связи были столь велики, что они сосредоточили свои инвестиции у себя на родине.

Но теперь все по-другому. Главе концерна AT-and-T Рэндаллу Стивенсону приходится искать возможности для расширения бизнеса за рубежом. Американский рынок давно стал для него слишком тесным. Антимонопольные ограничения препятствуют дальнейшей экспансии в США. Из-за этого валовой оборот AT-and-T практически не меняется. В 2009 г. он составил $123 млрд, в 2012 г. - $127,4 млрд, то есть не намного больше. В то же время прибыль снизилась с $12,1 до $7,2 млрд вследствие расходов на модернизацию инфраструктуры. И это несмотря на то, что число сотрудников было сокращено с 283 000 до 242 000 человек.


Практически полное отсутствие роста на родине

Несмотря на то, что абонентами сотовой связи AT-and-T являются около 109 млн человек, а это делает концерн лидером американского рынка, серьезного прорыва ожидать не стоит. Новый глава T-Mobile Джон Леджер противостоит своему конкуренту с помощью более широкой зоны покрытия и более низких цен, поскольку у AT-and-T самые высокие цены на связь в США. В предыдущем квартале Леджер добился перелома в тенденции развития и получил более миллиона новых абонентов, 648 000 из которых являются ценными договорными клиентами.

Теперь Стивенсон намерен осуществить контратаку в Европе. Еще в 1994 г. тогдашний глава AT-and-T Роберт Аллен хвастался тем, что AT-and-T с пятипроцентной долей в мировой информационной индустрии, общая стоимость которой оценивалась в $1,5 трлн, - это всего лишь мелкая рыбешка, и перед компанией открыто широкое поле для развития. Сегодня, спустя двадцать лет, его преемник работает над осуществлением этих планов, потому что до сих пор доля AT-and-T на стремительно развивающемся рынке интернет-технологий увеличилась не намного. Теперь из маленькой рыбки, похоже, хотят сделать белую акулу.


Еще по теме