Top.Mail.Ru
архив

Белка в колесе

С каждым годом все больше людей пересаживаются с «Жигулей» и «Волг» на иномарки, пусть даже не всегда новые. Чтобы не оказаться жертвами кризисного российского автопрома, металлургические компании пытаются переориентироваться на зарубежных автопроизводителей.

 

Приблизительно пятую часть продукции российских металлургических компаний потребляет автопром. Однако с ростом благосостояния россиян их интерес к отечественным автомобилям неуклонно снижается. Объем продаж только новых иномарок в России в 2002 году перевалил за 100 000 автомобилей, что почти на 30% больше, чем в 2001 году. В результате «АвтоВАЗ» столкнулся с проблемой перепроизводства, а всеволожский завод компании Ford с трудом справлялся с огромным количеством заказов на автомобили.

Почти половина всех покупателей всеволожских «фордов» – бывшие владельцы российских машин. Новые импортные автомобили начинают серьезно конкурировать с машинами отечественного производства даже несмотря на то, что покупательная способность россиян по-прежнему довольно низка. Конкуренция эта будет только обостряться, особенно после 2005 года, когда General Motors, FIAT, Renault и Ford намерены наладить производство в России и продавать на здешнем рынке около 200 000 автомобилей в год. При этом общий объем выпуска отечественных легковых автомобилей сейчас недотягивает даже до 1 млн машин.

 

Борьба за качество

Чтобы снизить себестоимость продукции и не платить таможенных пошлин, зарубежным компаниям хотя бы часть комплектующих придется закупать у российских поставщиков. Пока для мировых автогигантов это настоящая проблема. К примеру, в 2001 году FIAT, исследовав российский рынок, не нашла на нем ни одного предприятия, продукция которого отвечала бы стандартам компании. А представители Renault, изучив деятельность 91 отечественного предприятия, заявили, что лишь 16 из них «способны соответствовать необходимым критериям». По словам сотрудника Renault, мировые автопроизводители считают сотрудничество с российскими поставщиками достаточно перспективным делом, однако пока что качество выпускаемой ими продукции – особенно ее экологические характеристики – оставляет желать лучшего.

По признанию директора завода во Всеволожске Мюррея Гилберта, за несколько месяцев до начала серийного производства автомобилей Ford сумела найти среди российских компаний только поставщиков стекол, ковриков в салон и комплектующих для аккумуляторов. Это при том, что иностранным автопроизводителям необходимо переходить на отечественные комплектующие, чтобы иметь право пользоваться таможенными льготами. Однако прежде чем какая-либо отечественная деталь будет устанавливаться на иностранном автомобиле, она должна получить сертификат фирмы.

По оптимистичным прогнозам экспертов, в ближайшие пять лет иностранные компании будут производить в нашей стране почти пятую часть всех выпускаемых в России автомобилей. В конечном итоге это означает, что в течение этого времени сбыт продукции отечественных металлургов за счет присутствия иностранных автомобильных компаний может увеличиться почти на 15%. В денежном выражении новый сегмент специалисты Научно-исследовательского института технологии автомобильной промышленности оценивают в $1,5 млрд – и это без учета экспорта отечественных комплектующих. За такие немалые деньги и придется бороться между собой отечественным металлургам.

 

Успеть понравиться

«Мы приняли решение в 2004 году сертифицировать продукцию по международному стандарту, предназначенному для автомобилестроителей (ISO 9000/ТУ 16 949 версии 2002 года). В нем интегрированы стандарты ведущих мировых автомобильных гигантов, в том числе Ford, DaimlerChrysler, General Motors», – говорит директор по сбыту компании «Северсталь» Дмитрий Горошков. По его словам, в январе – августе 2002 года 19% всей отгруженной с комбината на внутренний рынок продукции ушло автомобилестроителям. Сегодня металлургическая компания поставляет свою продукцию как российским, так и зарубежным автомобилестроителям – в частности, FIAT Auto. За 8 месяцев прошлого года экспорт автомобильной продукции вырос на 63%. Кроме того, «Северсталь» совместно с металлургическим концерном «Арселор» создала совместное предприятие «СеверГал», ориентированное на выпуск оцинкованного проката класса «Экстрагал», используемого в автомобильной промышленности всего мира.

В марте 2003 года шведский концерн Volvo намеревается открыть в Зеленограде сборочное производство грузовиков. Сейчас компания ведет активные переговоры с российскими металлургами о поставке комплектующих для этих автомобилей. По информации «Ко», Volvo рассматривает возможность закупки металла у компании «Северсталь» и производства комплектующих для своей техники на предприятиях ООО «ССМ-Тяжмаш» (дочерняя компания «Северстали»). Однако подробности переговоров не разглашаются. По словам гендиректора ОАО «Северсталь» Анатолия Кручинина, такое сотрудничество было бы выгодно обеим сторонам.

Не менее активно налаживает партнерские отношения с автопроизводителями и Новолипецкий металлургический комбинат. Недавно его специалисты разработали технологию производства оцинкованного проката для чешского автозавода Skoda Auto, входящего в состав немецкого концерна Volkswagen (VW). Металл изготовлен по европейским нормам с повышенными требованиями к качеству и полностью соответствует фирменному стандарту VW. По оценкам представителей Skoda Auto, опытные партии горячеоцинкованного проката НЛМК, изготовленные по новой технологии, не уступают по качеству металлопродукции ведущих мировых производителей.

В конце прошлого года работой отечественных металлургов заинтересовалась и компания Daewoo Hi & M Ltd. Она заключила с Шадринским автоагрегатным заводом контракт на поставку водяных радиаторов и охладителей наддувного воздуха для своих автомобилей. Шадринский автоагрегатный завод (ШААЗ) входит в состав Уральской горно-металлургической компании, которая производит примерно 40% всей российской меди.

Опытные образцы радиаторов должны быть изготовлены уже в первом квартале текущего года. По словам специалистов Daewoo, новые радиаторы на несколько процентов увеличат коэффициент полезного действия автомобиля. Кроме того, по экологическим характеристикам они превзойдут радиаторы, которые фирма закупает сегодня. Радиаторы будут производиться по технологии «Купробрейз», которая позволяет исключить опасные отходы производства и токсичные выбросы и соответствует европейским экологическим стандартам. В нынешнем году ОАО «ШААЗ» планирует выпустить по новой технологии продукцию на 246 млн руб. При благоприятном развитии ситуации около 25% всех выпускаемых на заводе радиаторов будет отправляться автомобилестроителям Южной Кореи.

Первая производственная линия по технологии «Купробрейз» была создана в США в 1998 году. На сегодняшний день в мире есть только пять заводов, способных производить подобные автомобильные радиаторы. Три из них находятся в США, а остальные во Франции и Японии.

Эксперты Научно-исследовательского института технологии автомобильной промышленности считают, что российский рынок поставок комплектующих для иностранных автомобилей будет развиваться быстрыми темпами. Но пока он довольно мал (его объем исчисляется всего несколькими миллионами долларов), а металлурги сейчас выходят на этот рынок скорее с рекламными целями – чтобы «приучить» к себе иностранных автопроизводителей. Но все эти усилия могут остаться безрезультатными, если металлурги, скупившие российский автопром, не начнут вкладывать деньги во внедрение современных технологий. К примеру, сейчас трудно представить, чтобы крупный иностранный производитель стал закупать в России двигатели для своих автомобилей, а это значит, что и сырье для их производства будет использоваться иностранное.

Еще по теме