«Белорусская экономика вполне платежеспособна»
В случае мирного разрешения политического кризиса в Белоруссии российские и белорусские компании продолжат сотрудничество, уверен Олег Вьюгин, профессор НИУ ВШЭ, председатель наблюдательного совета Московской биржи и совета директоров Национальной ассоциации участников фондового рынка. Что касается ситуации с платежеспособностью страны, то она нормализуется, если в рамках возможных санкций Белоруссии не будет перекрыт доступ к международному рынку капиталов.
— Корпоративный сектор страны при тех объемах долга, который есть у компаний перед российскими кредиторами, платежеспособен. Я не говорю про суверенный долг, это отдельная история, которая сильно политизирована и касается политических взаимоотношений двух стран. Понятно, что риски растут как снежный ком после выборов. Эти риски негативно воздействуют на экономическую ситуацию, и если политический кризис не будет разрешен мирным путем, то кредиторам и инвесторам будет о чем беспокоиться.
Белорусские компании очень сильно завязаны на российскую экономику. Поэтому им абсолютно невыгодно ссориться с российскими кредиторами, и они будут стараться воздействовать на политическую обстановку в стране и продолжать взаимодействовать с партнерами из России. В среднесрочной перспективе экономическая ситуация выправится вне зависимости от того, кто будет у власти. Если нашим политикам хватит ума не наломать дров во взаимоотношениях с Белоруссией в сложившейся ситуации, больших рисков того, что обязательства не будут исполнены, не вижу.
— Это довольно темная история, и политика там явно присутствовала. Однако если вы правы, то это абсолютно не дальновидные шаги со стороны России. Из-за налогового маневра, который реализует правительство России, белорусским заводам стало менее выгодно покупать российскую нефть. Белоруссия стала искать другие источники сырья и частично их нашла. Поэтому отечественным компаниям надо просто продвигать свои интересы в торговле с Белоруссией и избегать политизации коммерческих взаимоотношений.
Белоруссия от более дорогой нефти получит некий вполне просчитываемый убыток (как заявлял Лукашенко, потери от налогового маневра в 2020 году составят примерно 420–430 млн $. — «Ко»). Но в принципе, ее работоспособность от этого не уменьшится. Хотя бюджет страны, компании и граждане республики от этого потеряют часть доходов.
— Понятно, что в сложившейся ситуации инвесторы будут продавать бумаги — либо частично, либо полностью. Они фиксируют политические риски, о которых я говорил выше. Вопрос, стоит ли их сейчас покупать, остается открытым. Возможно, они могут быть интересны для хедж-фондов.
— Конечно, закрытие международного рынка капитала для Белоруссии серьезно усугубит суверенную платежеспособность страны. Если снизится кредитный рейтинг Белоруссии и, соответственно, упадет цена ее облигаций, то в таком случае я бы уже не был столь оптимистичным, говоря, что белорусские компании смогут обслуживать обязательства.