Белорусский фронт МТС
Регистрация совместного предприятия, которое создают МТС и белорусский оператор «Междугородная связь», затягивается: до сих пор не получено разрешение на регистрацию СП от президента Белоруссии Александра Лукашенко. «Междугородная связь» – государственное предприятие, а по белорусским законам для создания СП с участием госпредприятий необходима виза президента.
МТС выиграла тендер на белорусскую лицензию GSM еще в 2001 году. К сегодняшнему дню компания уже перечислила в белорусский бюджет $10 млн и должна заплатить еще $5 млн за саму лицензию.
В отличие от «Балтики», МТС из Белоруссии уходить не собирается. «Для нас это важный проект», - говорит директор по связям с общественностью МТС Кирилл Масленцин. – «С точки зрения сотового бизнеса, белорусский рынок весьма перспективен, а выгодное географическое положение республики обеспечивает МТС еще один выход в Европу, благодаря чему абоненты смогут пользоваться связью вдоль всей трассы от Москвы до Бреста». Ситуацию с регистрацией СП Масленцин не считает критической. «Бюрократия есть в любой стране и Белоруссия не исключение», - говорит он. - «Процедура с регистрацией предприятия продолжается дольше, чем мы рассчитывали. Но это не меняет наших планов и подготовительные работы к строительству сети продолжаются».
МТС планирует инвестировать в строительство сети мобильной связи в Белоруссии более $200 млн. Деньги для этого у компании есть – две эмиссии еврооблигаций позволили МТС привлечь около $300 млн. Эта сумма сопоставима с той, что была получена в результате размещения акций МТС на NYSE ($352 млн). При этом вторая эмиссия еврооблигаций была даже успешнее первой – облигации были проданы по более выгодному курсу. Так финансовые рынки отреагировали на проводимую в МТС реорганизацию и на усиление «коммерческого блока». Часть средств, вырученных за облигации, МТС планирует направить на покупку краснодарского оператора «Кубань GSM». Тем временем капитализация компании перевалила за отметку $3,7 млрд.
Пока МТС готовится покорять белорусский рынок, конкуренция на родном для МТС московском рынке не ослабевает. Главный конкурент МТС – компания «Вымпелком» намерена и дальше наращивать свою долю в столичном регионе. Об этом заявил во время обнародования финансовых результатов 2001 года генеральный директор «Вымпелкома» Джо Лундер. Поводы для оптимистичных прогнозов у Лундера есть – весь прошлый год был для «Вымпелкома» прибыльным. (2000 год, напротив, стал для компании неудачным, принеся «Вымпелкому» $35,7 млн убытков.) Чистая прибыль компании по итогам 2001 года составила $47,26 млн. Джо Лундер считает, что этому успеху способствовали грамотный маркетинг «Вымпелкома» и удачные рекламные кампании на московском рынке.