Top.Mail.Ru
политика

Белорусский полет валькирий

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Взбудораженный грядущими президентскими выборами политический ландшафт Белоруссии 29 июля был возбужден еще одним громким событием: государственное информагенство «БелТА» сообщило о задержании в санатории под Минском 32 граждан РФ, сейчас на них заведено дело о подготовке терактов. Впоследствии «БелТА» опубликовала имена задержанных: часть из них оказалась бойцами частной военной компании «Вагнер». Данную информацию подтвердил глава КГБ РБ Валерий Вакульчик и российский писатель и общественный деятель Захар Прилепин, который узнал среди задержанных членов своего батальона, принимавшего участие в боевых действиях против ВСУ на стороне непризнанной ДНР.

Реакция со стороны белорусского руководства последовала незамедлительно: вечером в среду президент страны Александр Лукашенко созвал внеочередное заседание Совета Безопасности. По словам Лукашенко, задержание «вагнеровцев» он рассматривает, как «чрезвычайное происшествие»:

«Я смотрю на реакцию россиян. Они уже, оправдываясь, говорят, что чуть ли не мы их сами сюда завезли. Ясно, надо же как-то оправдать свои грязные намерения. Поэтому очень просил бы, чтобы в этой ситуации и с этим фактом было все предельно откровенно и честно. Если это российские граждане (а я так понимаю, их допросили), значит, надо обратиться немедленно в соответствующие структуры Российской Федерации, чтобы они объяснили, что происходит», – заявил Лукашенко.

Сегодня, 30 июля, госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Андрей Равков заявил, что против задержанных бойцов ЧВК «Вагнер» возбуждено уголовное дело о подготовке терактов. Затем всех кандидатов в президенты вызвали на срочную встречу с главой ЦИК Лидией Ермошиной. Кандидат в президенты Андрей Дмитриев сообщил, что на встрече было заявлено о возможности ограничения интернета в стране при необходимости. Другой кандидат Сергей Черечень добавил, что основная цель встречи в ЦИК – предупреждение о провокациях на митингах. В частности, было озвучено, что на территории России готовятся группировки боевиков. Однако сам Черечень сомневается в достоверности этой информации.

По данным телеграм-канала WarGonzo, специализирующегося на военной тематике, Минск был для бойцов «Вагнера» перевалочным пунктом – конечным пунктом назначения были африканские страны. При этом на канале особо отмечается, что белорусские спецслужбы и правоохранительные органы якобы знали о готовящейся переброске.

Все ли так однозначно?

Одними из первых, кто решил усомниться в правдивости задержания «вагнеровцев» под Минском, оказались пользователи Байнета: их насторожили кадры оперативной хроники с демонстрацией личных вещей задержанных, среди которых оказалась распечатка текста на древнеегипетском языке.

Также белорусская общественность вспомнила резонансное дело «Белого легиона»: весной 2017 года в разгар протестов против введения «налога на тунеядство» (безработные были обязаны выплатить государству примерно $185) Александр Лукашенко сообщил о задержании нескольких десятков боевиков, которые якобы готовили провокации. Спустя полгода дело было фактически закрыто.

Сложившуюся ситуацию сравнивает с делом «Белого легиона» и белорусский политический обозреватель Артём Шрайбман: он высказал версию, что арест «вагнеровцев» был произведён для создания «атмосферы угрозы, которая бы оправдала любые жесткие меры к оппонентам на выборах. Вплоть до ЧП, например». Тем более, что белорусские СМИ сообщили о задержании лишь 33 боевиков из 200, следовательно, «Родина в опасности». Косвенное подтверждение данной теории – внезапный вызов в ЦИК Беларуси всех кандидатов в президенты на встречу с председателем Лидией Ермошиной.

Также было выявлено ещё одно «совпадение»: личные данные арестованных были оперативно выложены на украинский портал «Миротворец» (заблокирован в РФ), на котором публикуется информация о лицах, чьи действия, по мнению администрации сайта, «направлены на подрыв суверенитета и территориальной целостности Украины». При этом досье на них было опубликовано тем же пользователем, который 4 дня назад выложил на сайт персональные данные... Сергея Тихановского, белорусского оппозиционера, задержанного в конце мая этого года и находящегося под стражей по обвинению в организации массовых беспорядков.

Международная реакция

Недолго заставила себя ждать реакция со стороны России: первый заместитель комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин заявил, что обвинения в адрес России беспочвенны:

«Лукашенко наговорил достаточно, чтобы в России всерьёз задумались о его невменяемости. Разглагольствуя о вмешательстве России в выборы, он рубит сук, на котором сидит», – заявил Затулин.

Ещё одной «заинтересованной стороной» в сложившейся ситуации стала Украина: узнав о задержании под Минском людей, участвовавших в боевых действиях против ВСУ, бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин написал в Twitter, что на месте украинских властей потребовал бы выдачи боевиков украинской стороне.

По данным украинского телеграм-канала «Легитимный», Офис Президента Украины в лице его главы Андрея Ермака уже ведёт тайные переговоры с Администрацией Президента Беларуси о передаче бойцов «Вагнера» Украине: при этом (цитата) «в ОП понимают, что Батько ведёт свою игру на повышение ставок».

Кроме того, стоит отметить, что белорусский МИД пригласил «на ковёр» не только российского, но и украинского посла, так что шансы отправки, по крайней мере, 14 задержанных, чьё участие в сепаратистских формированиях на юго-востоке Украины подтверждено, достаточно реальны.

В сложившейся ситуации Александр Лукашенко может собрать для себя немалое количество «сливок». Во-первых, он получает моральное право ввести в стране режим чрезвычайного положения и отменить выборы президента, де-факто сохранив свою власть на неопределённый срок. Во-вторых, Лукашенко успел осознать, что явной поддержки для своего переизбрания от России в этот раз ждать не стоит, поэтому данная ситуация может ускорить «прощупывания почвы» для налаживания отношений с Западом. Но согласятся ли с этим Запад, Россия и белорусский народ – очень большой вопрос.