Top.Mail.Ru
архив

«Белые» начинают и выигрывают

Три с лишним месяца назад Россия гремела новостями про «300 тонн мобильных телефонов», управление «К», таможенные зачистки и многое другое, достойное пера Юлиана Семенова. За это короткое время российский рынок электроники «повзрослел» минимум на один год.

КОНЕЦ ЛИДА

 

Проверки на таможне были всегда. Однако последние акции прошли уже после передачи Федеральной таможенной службы под контроль Министерства экономического развития и торговли – и в этом заключается их основное отличие от предыдущих. Если раньше проверки устраивались во имя борьбы за посты, то теперь мы боремся за вступление в ВТО.

Первая глобальная «зачистка» произошла осенью 2004 года. Пожалуй, тогда сами руководители МЭРТ не осознавали, с чем им придется столкнуться. В итоге в 2004-м все закончилось сменой руководства ФТС. С апреля по июль 2005 года прокатилась новая волна проверок. Думаю, после этого в правительстве началась усиленная подготовка к завершающей стадии операции. В это время (июль – август) сотовым компаниям было предложено увеличить затраты на обеспечение таможенного оформления товаров. По оценкам экспертов, на тот момент сотовый рынок считался наиболее «черным» – незадекларированный товар составлял до 90% от общего объема. Согласись тогда сотовые компании с предложением ФТС, основной удар пришелся бы по другим рынкам. Тем не менее они отказались.

В августе 2005 года была обнаружена значительная партия контрабанды, перекрыт крупнейший канал поставок «черных» телефонов в страну, а вся операция освещалась так подробно, как ни одна проверка до этого. Тогда же ФТС потребовала от производителей обеспечить работу «в белую». В ответ на это требование производители предоставили официальные прайс-листы, а РАТЕК поддержала действия ФТС. Кроме того, руководитель крупной дистрибуторской компании (сотовые телефоны) в прямом эфире практически подтвердил, что компания занималась нелегальным ввозом, но теперь будет работать полностью официально.

 

Бизнес по схемам

 

Как известно, существуют три вида таможенного оформления: «белое» – когда таможенные сборы и НДС поступают в казну полностью; «серое» – с использованием различных схем (от занижения инвойса, до «пересорта» товара) – когда в государственную казну поступает лишь часть платежей; «черное» – товар не декларируется вообще, и тогда государство не получает ни копейки, ведь платить просто не за что. Раньше товар иностранного производства распределялся по трем видам таможенного оформления следующим образом: «белый» – до 20%, «серый» – 60 – 70%, «черный» – около 20%. Безусловно, это распределение зависит от товарной группы.

Сейчас высшие чины МЭРТ и ФТС требуют полностью перейти к «белой» схеме. Еще два месяца назад бизнес колебался. Многие высказывались однозначно – это мы проходили, все вернется на круги своя через пару месяцев. Здесь стоит отдать должное МЭРТ и ФТС: было выбрано идеальное время для нанесения удара – август. То есть бизнесу давалось всего два месяца на раздумья, а уже в октябре начинается сезон. Если в течение этого времени закрывать по максимуму все схемы, то бизнесу не останется ничего иного, как выбрать работу «в белую».

Сегодня бизнесу стало еще тяжелее: его тянут на свою сторону и государственные органы, призывающие работать «в белую», и те, кому выгодно, чтобы бизнес по максимуму перешел в «черные» схемы. Тем, кто выбрал «белую» схему, как всегда, пришлось несладко: не раз уже давали понять, что при работе «в черную» бизнес будет под протекцией сотрудников на местах, а вот «белым» грузам будут чиниться всевозможные препоны. Сейчас давление усилилось, так как «серых» схем стало меньше: они опасны для всех сторон – остается след, машину с грузом могут вскрыть, досмотреть, и начнутся разбирательства.

Важно понять, что схемы были, есть и будут, но продолжат ими пользоваться лишь компании, которые пришли на рынок случайно. По мнению аналитиков, сейчас, после операций по «зачисткам», на сотовом рынке «черного» товара стало даже больше. Конечно, крупный бизнес, которому есть, что терять, готов работать «в белую», но вот что делать с мелкими перекупщиками? Сегодня ФТС рапортует о двукратном увеличении количества официально поставляемых телефонов. Все правильно – 70% «серых» поставок телефонов разложились на 20% дополнительных «белых» и 50% дополнительных «черных». Хорошо ли от этого государству и легальному бизнесу? Не уверен.

 

Перспективы

 

Чем все это закончится? Думаю, рынок полностью перейдет в «белое» русло. Невозможно развиваться при постоянной смене правил игры. Невозможно строить долгосрочные планы, получать банковские кредиты, гарантии и т. д. Кроме этого, бизнес очень скоро начнет требовать соблюдения установленных правил и от ФТС, причем по всей вертикали. Основное отличие предпринимательства в 2005 году от времен Чичикова заключается в том, что Россия начинает интеграцию в мировое сообщество и бизнес, со своей стороны, требуя установить единые правила игры.

Московские компании уже задают вопросы – почему все внимание приковано к ним, когда дистрибуторы Северо-Западного региона используют схемы «радикально черного цвета»: то, как ведется бизнес там, сложно даже назвать схемой. И это тоже новая тенденция. Раньше бизнес не считал возможным поднимать такие вопросы. Да, многие понимали, как происходит незаконное таможенное оформление, но вместо того, чтобы обозначить существование таких проблем, компании пытались найти схемы еще дешевле. Сейчас мы наблюдаем удивительную ситуацию – крупные дистрибуторы готовы сотрудничать с МЭРТ и ФТС в установлении единых для всех правил игры, обещая, по сути, собственными силами найти компании, которые обходят эти правила. При этом производители и дистрибуторы требуют от высших чинов ФТС разобраться с таможенными служащими, которые препятствуют легальному ввозу товара иностранного производства.

После первой серьезной операции в августе таможня получила «добро» на проверки тотального масштаба. Привело это к практически бесконтрольному использованию некоторыми таможенниками служебного положения, зачастую не имеющему ничего общего с законодательством РФ. Проводятся поголовные ревизии складских комплексов. Что ищут и зачем ищут, думаю, не знает и половина сотрудников таможни. Предписаний на осмотры они не получают, прав и обязанностей не знают, зато имеют погоны, «корочку» и ощущение полной вседозволенности.

Теперь все должно измениться. Если бизнес начал выполнять требования закона, то очень быстро выучит не только свои обязанности, но и права. Уверен, очень скоро, после того как компании предоставят убедительные доказательства попыток препятствовать их работе в рамках закона, начнется крупная операция «Оборотни в погонах-2». И это самый главный вывод из августовской операции. По-видимому, бизнесу понравилось таможить «в белую». Понравится ли это ФТС?

 

Еще по теме