Top.Mail.Ru
архив

Белый раджа

Ларри Ли Хиллблума можно назвать пионером глобализации: он был одним из трех основателей компании экспресс-доставки DHL (H в этой аббревиатуре - как раз от фамилии Hillbloom), раскачавшей монополию государственной почты. А еще можно считать его пионером дауншифтинга. Своеобразного, конечно, дауншифтинга и экстравагантного, как почти вся жизнь миллиардера, однажды бросившего дела и уехавшего на собственный остров в Тихом океане. С того самого момента до своей загадочной гибели в 1995 г. он жил как хотел, игнорируя американское налоговое законодательство и мораль, очевидно, получая от этого удовольствие. После себя он оставил состояние в $1 млрд, на которое претендовали бизнес-партнеры, налоговики и сразу пять якобы изнасилованных им женщин.

Путь прожигателя жизни Ларри Хиллблум выбрал, прекрасно зная цену деньгам, ведь он с юности зарабатывал их собственным трудом. Ларри родился в 1943 г. в центральной Калифорнии. Когда мальчику исполнилось 2 года, его отец умер, мать вышла замуж за местного фермера, и Ларри Ли вырос на персиковой ферме. На деньги семьи он окончил госуниверситет в Фресно, а затем поступил в престижный частный юридический колледж в Беркли. На второе образование молодому человеку пришлось зарабатывать самому - официантом и курьером. Этот период жизни будущего миллиардера описывается как полный лишений, с недоеданием и ночевками где придется, включая и свою машину, без которой в США жизнь практически невозможна. Получив-таки диплом юриста, Хиллблум решил было посвятить себя адвокатской карьере и даже устроился в юридическую фирму Melvin Belli в Сан-Франциско. Но довольно скоро жизнь его повернулась совсем в иную сторону.

Впереди парохода

Молодость Ларри Хиллблума проходила на фоне протестов против войны во Вьетнаме и критического отношения "детей цветов" к буржуазным ценностям поколения отцов. Чтобы представить себе атмосферу тех лет, достаточно вспомнить хотя бы Вудстокский рок-фестиваль. Но ничто из этого не увлекало Ларри, который хотел одного - заработать побольше денег.

Идея нового бизнеса родилась у него еще во время работы курьером в небольшой фирме доставки, а реализовать ее он решил вместе с другими сотрудниками этой фирмы - Эдрианом Далси и Робертом Линном (соответственно, D и L в названии будущей международной компании). По данным биографов Хиллблума, Линн покинул предприятие на стадии становления и не участвовал в его дальнейшей судьбе. Далси, кстати, тоже продал свою долю в бизнесе, но уже в 1980-х. Так или иначе, в 1969-м на остатки студенческого кредита Хиллблума и накопления Далси приятели основали собственный бизнес, предложив экспресс-доставку документов по маршруту Сан-Франциско - Гонолулу.

Поначалу речь шла о курьерской доставке накладных грузовых судов на рейсовых самолетах. Бумаги оказывались в порту за несколько дней до прибытия самого судна, что экономило время на таможенных формальностях и разгрузке и, соответственно, удешевляло процесс. При кажущейся простоте идея была новаторской - первый конкурент у троицы появился только спустя четыре года.

Вскоре были заключены контракты с крупными клиентами вроде Bank of America и Standard Oil. К концу третьего года работы обороты достигли $1 млн. Интересно, что Ларри Хиллблум, его друзья и знакомые сами не раз выступали в роли курьеров, перевозя бумаги между Западным побережьем США и Гавайями, где находился головной офис компании. Иногда курьеры нанимались на одну поездку, причем им ничего не платили: они доставляли документы в обмен на билет на самолет. Был момент, когда молодые люди, совершающие многократные перелеты из Гонолулу с подозрительными портфелями, привлекли внимание ФБР, но проверка подтвердила, что все в порядке, после чего несколько агентов сами стали разовыми курьерами.

Дальше была история успеха, работа без конца, решение все новых и новых проблем. Но чем дальше, тем яснее становилось, что собственно бизнес не доставлял Ларри никакого удовольствия.

Экстраваганца

"Когда-нибудь я уеду далеко и не буду писать писем", - загадывал Ларри Ли еще в школе. Он осуществил свою мечту, когда ему исполнилось 38. Впрочем, позволять себе вольности он начал еще раньше. О систематической работе и тем более о присутствии в офисе и речи не шло. До США докатывались, например, разговоры о скандальных эскападах Хиллблума на Ближнем Востоке - едва ли не самоубийственных гонках на мотоциклах и кокаиновых вечеринках в обществе арабских шейхов и дорогостоящих сотрудниц эскорт-служб. 

Партнеры (к тому времени уже другие) пытались повлиять на Хиллблума, и им на какое-то время удалось его образумить. Однако в 1981 г. Ларри приобрел остров Кокосовый в Марианском архипелаге и без лишних объяснений переехал сначала на него, а потом на соседний Сайпан. Так что до момента продажи основной доли бизнеса его партнеры и юристы компании были вынуждены приезжать для обсуждения текущих дел туда.

После того как все мосты были сожжены, в жизни Хиллблума начался новый и неоднозначный период. Марианы являлись налоговым раем: скидка по налогу на прибыль здесь составляла 95%, что при размахе Хиллблума выливалось в огромную сумму. Здесь миллиардер начал строить свою мини-империю и стал своеобразным белым раджой, причем местные жители едва ли не были готовы носить его на руках. Им он представлялся героем, защищавшим интересы островов от вмешательства США в их внутренние дела, хотя бескорыстность подобной защиты вызывала сомнения. С подачи Хиллблума, в частности, успешно судился с Соединенными Штатами остров Гуам: представители истцов утверждали, что власти США проводят по отношению к островитянам дискриминационную политику, что выражается в выдаче недостаточно большого количества въездных виз. 

В 1991 г. Ларри Ли подал иск от имени граждан Сайпана против проведения американскими налоговиками аудита налоговых деклараций граждан Содружества Северных Марианских островов (СМО), к которому принадлежит и Сайпан (по соглашению о политическом союзе СМО с США уроженцы островов являются американскими гражданами, хотя и ограничены в правах выбора органов власти США). Дело, разбиравшееся Верховным судом Северных Мариан, в котором Хиллблум "по совпадению" служил тогда судьей, решилось в пользу Сайпана. А в результате и в пользу Ларри: так и не заплаченный им Штатам налог на прибыль от продажи его доли в бизнесе превышал $29 млн.

В 1992 г. он вступил в борьбу с американской Continental Airlines за контроль над принадлежащим авиакомпании местным перевозчиком Air Micronesia. Он заманил американцев в судебную ловушку и в результате сам стал крупным акционером Continental. Хиллблум скупал все подряд: несколько ресторанов, национальный банк Сайпана, где он даже четыре года работал президентом, кабельное телевидение, телефонную компанию, газету и многое другое, причем не только на Сайпане. Так, $40 млн он вложил в один Dalat Palace Hotel и прилегающий к нему гольф-корт во Вьетнаме. Причем сделка была оформлена через иностранную компанию в обход действовавшего тогда американского эмбарго на сотрудничество с Вьетнамом и нарушала законодательство США. Впрочем, его инвестиции во Вьетнаме с точки зрения бизнеса были скорее убыточными, так как расходы на девелоперские проекты выросли до непредвиденных $120 млн. 

Ну и, наконец, миллиардер на отдыхе коллекционировал типичные мужские игрушки вроде автомобилей, яхт и самолетов. Иногда он развлекался, работая барменом в ресторане на пляже, где с радостью выставлял не понравившихся ему посетителей за дверь. И все же главным увлечением в последний период жизни Хиллблума были молоденькие азиатки, на которых он потратил, по его собственным словам, $10 млн.

Папа, это я

В мае 1995 г. личный самолет Ларри Ли разбился в районе одного из Марианских островов. Тела пилота и второго пассажира были обнаружены, но тело Хиллблума - нет. Обстоятельства этого крушения до сих пор остаются невыясненными, и некоторые даже думают, что миллиардер подстроил все сам, дабы столь радикальным образом скрыться от всех окончательно. Тем не менее эта катастрофа официально считается точкой в жизни Ларри Хиллблума, который, как оказалось, оставил после себя $550 млн наличными и $700 млн в различных активах, завещав большую часть состояния Университету Калифорнии для проведения медицинских исследований.

Но спустя несколько недель после смерти миллиардера пять молодых женщин с Филиппин, из Вьетнама и с островов Микронезии заявили через своих адвокатов, что в прошлом они были изнасилованы Ларри Хиллблумом и у них есть от него дети. И здесь проблема заключалась в непродуманном завещании. Законы штата Калифорния, который в конечном счете должен был извлечь основную пользу из смерти Хиллблума, предусматривали возможность лишения отпрысков наследства, но для этого их наличие нужно было признать, о чем беспечный Ларри не позаботился. 

Таким образом, в борьбу вступили, с одной стороны, мать и двое братьев миллиардера, а также компаньоны (все они должны были управлять благотворительным фондом). На другой стороне баррикад оказались предположительные наследники со своими матерями и алчными адвокатами. Требовалась генетическая экспертиза, но ее проведение осложнялось отсутствием биологического материала с ДНК Хиллблума (дома миллиардера оказались неожиданно зачищены до степени стерильности, а недавно удаленная бородавка "утеряна" в лаборатории медицинского центра, который и должен был в результате получить наследство). Однако экспертизу таки провели. ДНК претендентов на богатства сравнили между собой, плюс родственников Хиллблума в судебным порядке обязали сдать образцы крови - и четверо из восьми детей были признаны наследниками с долей почти $50 млн за вычетом налогов.