Белый русский
На ликеро-водочных предприятиях ФГУП «Росспиртпром» началось производство «народной водки». В рекламных материалах компании сообщается, что новый продукт – это «честная водка по доступной цене», а ее производство описывается как «национальный водочный проект». «Новая водка под брендом «Росспиртпром» уже производится на ликеро-водочных филиалах компании, а с начала нового года она, скорее всего, будет делаться и на предприятиях акционерных обществ, контрольными пакетами акций которых владеет государство, а управляет ФГУП», – говорит пресс-секретарь «Росспиртпрома» Дмитрий Добров.
Предприятия, подконтрольные «Росспиртпрому», занимают около 60% всего рынка спирта и около 30% рынка водки. Их оборот, по оценкам аналитиков, составляет около $2 млрд. Рекомендованная розничная цена за пол-литра водки «Росспиртпрома» – 65 руб., а отпускная цена составит 53 руб. В эту сумму входит акциз (32 руб.) и НДС (8 руб.) Свою водку компания обещает продавать фактически по себестоимости. «Данный продукт будет производиться заводами с нулевой рентабельностью», – говорит Добров. В каких объемах планируется выпускать такую водку, в «Росспиртпроме» не уточнили.
Изготавливать народную водку в «Росспиртпроме» начали сразу после того, как по стране прокатилась информационная кампания, посвященная отравлениям суррогатной продукцией. Власти сочли, что значительной части населения просто не хватает средств, чтобы покупать легальный алкоголь. «То, что государство отказывается от прибыли, безусловно, примечательный факт, – говорит Вадим Дробиз, директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР). – Впрочем, цена 65 руб. за бутылку не сделает водку такой уж доступной».
По словам игроков рынка, продукт «Росспиртпрома» не сможет вытеснить с рынка суррогаты, которыми, собственно, и травится российское население. Ведь нелегальный напиток стоит в России 35 – 40 руб. за пол-литра. «Затея с водкой «Росспиртпром» – это просто PR-акция, – считает Александр Симаков, независимый эксперт алкогольного рынка. – Она должна показать, что государство заботится о населении». По словам аналитика, 80% российских заводов производит водку с отпускной ценой 53 – 55 руб. Это подтверждают и игроки рынка. «Мы тоже производим водку по 54 – 55 руб., это марки «Ямская» и «Калинов луг». Однако в рознице они стоят 75 – 80 руб.», – рассказывает Вадим Касьянов, коммерческий директор компании «Русский алкоголь». «Вместе с затратами на логистику, оптовой наценкой и наценкой магазина такой продукт не может стоить дешевле 73 – 76 руб., – комментирует Симаков. – Продавать его по 65 руб. можно лишь в собственных заводских магазинах «Росспиртпрома», которых в стране не более 200».
По словам президента группы S.P.I. Андрея Скурихина, заявление «Росспиртпрома» о том, что производство будет бесприбыльным, некорректно, так как изготавливать водку станут из собственного спирта. То есть прибыль будет, только в другом, производственном звене.
По данным СУАР, легальные крепкие напитки в ценовой категории 65 – 70 руб. сегодня занимают около 70% рынка. ФГУП придется конкурировать с многочисленными местными российскими производителями. Впрочем, реальные преимущества ей может дать отказ от взимания с государственной водки акциза. Депутаты уже обсуждают такую возможность. В результате цена поллитровки снизится до 35 – 40 руб., а государство станет монополистом на рынке дешевой водки.