Top.Mail.Ru
архив

«Белый рыцарь» без плаща и кинжала

Несостоявшийся президент Башкирии и бывший управляющий Межпромбанка Сергей Веремеенко решил заняться микроэлектроникой. На прошлой неделе он объявил, что вместе с партнерами приобрел более 50% акций зеленоградского предприятия «Ангстрем» у менеджеров завода и нескольких неназванных компаний. Сумма сделки не объявляется, но ее цель довольно прозрачна: принять участие в освоении бюджетных средств, выделяемых на оборону.

Общий бюджет России на военные расходы в следующем году составит около $20 млрд. В начале прошлой недели министр обороны Сергей Иванов заявил, что его ведомство планирует закупить около 300 новых образцов военной техники. Все они будут содержать «умную» начинку. Основным претендентом на выполнение технологических заказов от военных считается «Концерн «Научный Центр» (КНЦ), принадлежащий АФК «Система». Около 40% всей электронной продукции оборонного заказа производится на заводе «Микрон», который является частью КНЦ. Теперь у него появился серьезный конкурент – завод «Ангстрем», в советское время производящий более широкий спектр приборов гражданской микроэлектроники.

Сергей Веремеенко рассчитывает объединить в холдинг «Русская электроника» заводы «Ангстрем» и «Сапфир», выпускающий оптоэлектронные приборы для систем наведения высокоточного оружия. Холдинг с созвучным названием «Российская электроника» уже существует. Он включает 29 предприятий и НИИ и принадлежит государству. «Ангстрем» является частной компанией, одновременно выступая как технологический и финансовый донор этого госхолдинга. Генеральный директор «Ангстрема» Валерий Дшхунян в течение пяти лет пытался развивать холдинг, жертвуя финансовыми показателя самого завода.

В начале этого года «Ангстрем» ощутил к себе интерес со стороны миноритарного акционера – КНЦ, которому принадлежит 10,1% акций.

Руководство «Ангстрема», решив, что «Система» собирается поглотить его, начало предпринимать попытки противостоять возможному враждебному поглощению. Поиски «белого рыцаря», вероятно, и привели Валерия Дшхуняна к Сергею Веремеенко, который к тому времени заканчивал раздел активов со своим партнером по Межпромбанку – Сергеем Пугачевым.

Веремеенко рассчитывал получить в «наследство» от МПБ завод «Сапфир». Очевидно, возможность приобретения «Ангстрема», а через него и предприятий, входящих в «Российскую электронику», показалась Веремеенко привлекательной.

Основная проблема заводов «Ангстрем» и «Микрон» – в быстро устаревающем оборудовании. Для производства современных систем управления, которые необходимы военным, требуется более высокая точность. Объем инвестиций в приобретение такой техники оценивается от $200 млн до $1 – $1,5 млрд.

В интервью газете «Ведомости» Веремеенко утверждает, что собирается приобрести оборудование IBM для выпуска микропроцессоров и две трети продукции продавать за рубежом. По его словам, инвестиции в $200 млн позволят за два-три года увеличить оборот «Ангстрема» до $500 млн. Это фактически девятикратный рост, так как выручка завода за 2003 год составляет около $60 млн. А весь объем российского рынка электронных компонентов (интегральных схем, транзисторов, диодов и т.д.) эксперты КНЦ оценивают в $750 – 850 млн в год. Окупить вложения, которые декларировал Веремеенко, только за счет выпуска гражданской продукции невозможно. Потребности внутреннего рынка гораздо ниже, а для нахождения своей ниши на зарубежных рынках потребуются годы кропотливой работы.

 

Баллотируясь на должность президента Башкирии, Сергей Веремеенко намекал, что выполняет указание президента. Возможно, и сейчас он представляет не только собственные интересы, но и интересы окружения президента, которое не хочет, чтобы оборонный заказ по микроэлектронике полностью ушел в руки «московских».

 

Еще по теме