Top.Mail.Ru
архив

Бензин как роскошь

Возможно, уже вскоре число машин на улицах столичного мегаполиса сократится. Причем произойдет это по тем же причинам, по которым их количество последние годы быстро росло. На прошлой неделе стоимость автотоплива в Москве вплотную приблизилась к уровню цен в США. На некоторых заправках литр 95-го бензина в конце недели стоил 15 руб. 20 коп., то есть почти столько же, как в городах на восточном побережье Америки. Впрочем, между бензиновым рынком России и последней сверхдержавы еще сохранилось одно важное отличие. Если за океаном стоимость бензина напрямую зависит от мировых цен на нефть, то в России эта связь фактически отсутствует. Причины хорошо известны. Во-первых, в России нефть – продукт пока не импортный, и мировая конъюнктура напрямую не влияет на ее стоимость для внутренних потребителей. Во-вторых, в период высоких мировых котировок на топливо у российских нефтяных компаний нет возможности резко увеличить объемы экспорта, спровоцировав дефицит и рост цен на внутреннем рынке.

По мнению исполнительного директора Московской топливной ассоциации Григория Сергиенко, объективных причин для роста оптовых цен на бензин в России нет. Тем не менее, начавшийся с весны рост цен продолжается. Оптовые цены нефтяных компаний регулярно пересматриваются в сторону повышения. В крупной нефтяной компании «Ко» согласились прокомментировать происходящее на условиях анонимности. По версии нефтяников, рост оптовых цен неизбежен, так как одновременно растут издержки компаний. Если в 2003 году рост цен на металлопрокат и трубы составил около 24%, то за первое полугодие 2004-го – более 50%. Параллельно растут цены на электроэнергию, тарифы «Транснефти» и налоги, возможности минимизации которых теперь сильно уменьшились. Если в прошлом году отчисления в бюджет по налогу на прибыль составили порядка $4 млрд, то в текущем году нефтяным компаниям придется выложить из карманов не менее $6 млрд. Кроме того, у многих компаний серьезно выросли затраты на геолого-разведочные работы, которые в предыдущие годы были практически свернуты. В 2003 году все российские нефтяные компании потратили на поиск новых запасов чуть более $1 млрд., а одна только ExxonMobil – $11 млрд.

Однако помимо всех этих объективных причин существует еще одна – рынок готов платить высокую цену за топливо. Никакого сокращения потребления бензина за последние месяцы, несмотря на постоянный рост цен, не произошло. Покупатели психологически готовы платить больше, поскольку их доходы также растут, а не падают. По официальным данным Минэкономразвития, рост заработной платы россиян в первом полугодии составил 14,1%, а за весь год может достичь 13,2%. Упустить такой шанс заработать компании не желают, тем более что на внутреннем рынке доходность продаж традиционно не сопоставима с экспортом. По словам нашего собеседника, рост цен будет продолжаться и далее до тех пор, пока это позволит рыночная ситуация либо пока государство ясно не намекнет нефтяным компаниям, что их аппетиты стали чрезмерны.

Еще по теме