Бензин окружат монополией
После нескольких месяцев обсуждения вариантов борьбы с серыми схемами вывоза бензина из страны власти сошлись на варианте лицензировании экспорта. Минэнерго уже готовит список белых экспортеров, в который с большой вероятностью войдут только крупные компании; они же станут агентами для более мелких игроков. Эксперты, опрошенные «Компанией», видят в таком формате риск полной монополизации рынка.
Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго изучить вопрос лицензирования экспорта нефтепродуктов, в частности бензина, утверждают источники «Интерфакса». По словам одного из них, профильное министерство уже готовит список белых экспортеров. Определяют их по нескольким критериям — например, по объему переработки или размеру уплаченных налогов.
Правительство начало обсуждать ограничение экспорта в конце июня. На тот момент Минэнерго предлагало ввести закрытый список НПЗ, которым разрешат поставлять топливо на экспорт, говорили источники «Коммерсанта». По их словам, мера могла бы пресечь серый экспорт бензина, который, по мнению регуляторов и участников рынка, стал одной из причин роста оптовых цен на топливо в последние месяцы.
Ведомства и регуляторы должны были до 3 августа продумать меры по борьбе с серым экспортом. Минэнерго предложило ввести список белых экспортеров, с чем не согласились в Минэке: опубликованный документ может подвести бизнес-игроков под санкции.
Со своей стороны, Минэкономики лоббировало идею лицензирования. Возражения нашлись у Минэнерго: в случае с лицензированием будет сложно отслеживать работу большого числа разрешенных компаний, а в сценарии лицензирования с квотами — формировать баланс для множества экспортеров.
«Минэнерго проанализировало разные варианты противодействия вывозу на экспорт топлива, предназначенного для внутреннего рынка, в том числе и механизм лицензирования», — заявили «Компании» в пресс-службе министерства. Сейчас, по его данным, «идет межведомственное обсуждение», поэтому «говорить о каких-либо подходах пока преждевременно». В Минэкономики «Компании» подтвердили, что «вопрос находится на рассмотрении».
При этом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) еще не поступали предложения от Минэнерго. «Служба поддерживает принятие экономически обоснованных необходимых шагов в целях снижения волатильности цен на внутреннем рынке», — сообщили «Компании» в ФАС.
Серый экспорт и монополия
Проблема серого экспорта обострилась в прошлом году. Санкции обрушили оптовые цены на топливо в России при высоких ценах за рубежом. Тогда экспортеры и трейдеры начали закупать топливо на внутреннем рынке и отправлять его на экспорт. В таком случае экспортер получал сырье, цена которого была снижена на величину демпфера, писал «Коммерсант». То есть сделки были выгодными даже с учетом того, что трейдеру приходилось выплачивать акциз и НДС, которые при белых сделках не платятся.
По данным собеседников «Коммерсанта», в мае — июне объем серого экспорта бензина мог составлять до 120 тыс. тонн. Эксперт по топливному рынку Михаил Турукалов оценивал серый экспорт в январе — апреле 2023 года в 0,2–0,7 тыс. тонн в сутки, а в мае и первой половине июля — в 1,3–2 тыс. тонн в сутки.
Власти сразу попытались искоренить серый экспорт, но полностью избавиться от него не получилось. Так, с 2023-го они ввели заградительную пошлину в 20 тыс. рублей за тонну при экспорте бензина и дизельного топлива, за которые уже уплачен демпфер. Это касается экспортеров, не производящих товар. Среди них — средние и мини-НПЗ, которые, по словам источников «Коммерсанта», остаются крупнейшими серыми экспортерами.
Экспорт нефтепродуктов давно пора строго регламентировать и контролировать, считает аналитик и основатель платформы «Нефтлинк» Алексей Плинк. Он уверен, что необходимо вести детальный учет и выдавать специальные лицензии на экспорт как сырого, так и готового продукта.
Другие эксперты согласны, что проблему серого экспорта надо решать, но некоторые методы могут создать еще более сложную ситуацию на рынке. В случае введения списков разрешенных экспортеров произойдёт не только разделение компаний на «чистые» и «нечистые», это также может привести к тому, что Россия потеряет место на некоторых рынках: спецэкспортеры могут отказаться поставлять отечественную нефть и нефтепродукты в отдельные государства, потому что это им это неинтересно (например, из-за малого объема потребления), перечисляет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Он не исключил и увеличения расходов у агентов, вынужденных обращаться к крупным игрокам. «Остается неясным, как лицензированные экспортеры будут проверять у остальных компаний нефтепродукты на экспорт, согласятся ли они идти на риски», — рассуждает он.
Баранов не исключил роста серого экспорта после введения мер, поскольку компании будут стремиться любым способом вывезти свои нефтепродукты за рубеж.
Сомневается в долгосрочном эффекте подобных шагов и главный аналитик по нефтегазовому сектору «Открытие Инвестиции» Алексей Кокин. По его словам, в моменте ограничение экспорта помогло бы смягчить рост цен на внутреннем рынке, а лицензирование — это, по сути, как раз такой инструмент, хоть и не самый жесткий, но и не вполне рыночный.
Проблема серого экспорта — в самом механизме демпфера и обратного акциза, отмечает Алексей Кокин. Он не исключил, что лицензирование приведет к монополизации экспорта крупными игроками. Последние, по словам Алексея Плинка, уже выдавливают маленькие компании как с внутреннего рынка, так и с экспортного. «Кажется, что монополия будет полная, но это дело времени», — заключил он.
Помимо серого экспорта, на оптовую стоимость бензина влияет и ослабление рубля, что приводит к повышению «чистой цены» экспорта, то есть цены в рублях за вычетом пошлин и затрат на транспорт, поясняет Кокин. Он добавил, что свою роль в формировании стоимости опта может сыграть предстоящее в сентябре уменьшение демпферных выплат нефтекомпаниям, которые годами позволяли им за счет бюджетных компенсаций сдерживать розничные цены на бензин.
Пока параметры лицензирования согласовываются, а решение о снижении демпфера готовится вступить в силу, стоимость топлива в РФ продолжает бить рекорды: например, оптовые цены на АИ-95 впервые достигли 70,123 тыс. рублей за тонну. За месяц биржевая стоимость марки выросла примерно на 4,3%, а с начала лета — на 12,6%.
Бензин марки АИ-92 взял свой биржевой рекорд 24 июля (64 879 тыс. рублей за тонну). С того момента его стоимость к августу сократилась примерно на 3,7% (18 августа АИ-92 закрылся на отметке в 62,455 тыс. рублей за тонну).