Бешеный маркетинг

За время прочтения 184 страниц текста я испытал целую гамму эмоций. Наиболее значимым было желание остановитьcя (стр. 65 – 70) и уверенность, что я уже все понял правильно (стр.115 – 120).

Главный вопрос, преследовавший меня при чтении: о чем книга? Cложилось впечатление, что о конфликте самовыражения и бизнеса. Самовыражение далеко не всегда означает бизнес. И наоборот. Между тем в книге по этому поводу путаница. Чего стоит рассуждение о группе Pearl Jam, уникальность которой заключается в выпуске в течение двух лет 72 (!) альбомов? Я уж молчу о том, что это не может быть качественной музыкой по определению. Равно как и бизнесом.

Аналогичная история с косметической компанией с объемом продаж $10 млн. Для американского рынка – это малый бизнес. Действительно ли есть смысл равняться?

А чего стоит история про молочный магазин, который расширился и стал не такой домашний, как хотелось бы автору. Что характерно, автор ставит ему в пример не другой молочный магазин, а «быстрорастущий, очень прибыльный и на редкость выдающийся овощной».

Это уже заслуживает внимания сатириков. Дорогой Михал Михалыч Жванецкий, не у нас одних все запущено! Они тоже меняют молоко на фрукты по идейным соображениям! (стр.158)

С другой стороны, безусловно, чувствуется профессионализм. Многие утверждения столь безапелляционны, что создается впечатление наличия аргументов. Здесь, однако, загвоздка. Книга вообще не перегружена цифрами. Да может, и вправду не нужны доказательства, например, «бурного роста продаж цифровых камер» («результат обеспечили «передовики», которые быстро передали идею цифровых камер своим друзьям»)? Правда, я, грешным делом, думал, что результат обеспечили системные усилия производителей принтеров, программного обеспечения, услуг печати с цифровых носителей и прочих – таких гигантов, как HP, Epson, Canon и т.д.

А как вам, к примеру, такие высказывания Година: «бедолаги из P&G, Nike и ColgatePalmolive»… (стр. 56)? Или «классическая музыка сейчас, буквально, умирает» (стр.63), «Совершенно ясно, что наиболее вероятные проигравшие – гигантские брэнды с большими фабриками и квартальными планами» (стр.91)?

Надо сказать, что в книге вообще много заявлений, которые было бы уместно подтвердить чем-либо кроме частного мнения.

«Фиолетовая корова» вроде бы адресована не только владельцам больших бизнесов, но и специалистам по маркетингу, продажам и разработке продуктов, работающим по найму… Это следует как минимум из главы «Фиолетовая корова ищет работу» (стр.148). С другой стороны, автор постоянно педалирует тему повышенного риска. Тема венчурных разработок и пребывания «на краю» (в оригинале, видимо, on the edge) встречается слишком часто, чтобы быть случайностью.

Читая книгу, я постоянно спрашивал себя: а чем рискуют те, кого господин Годин призывает рисковать? И в России, и в мире тема «фиолетовости» чужих финансовых рисков и так кажется мне перегретой. И не книгами, а жизнью.

Книга о «корове» повествует о том, что хороших идей не бывает много. Это сущая правда, и, уверен, многие серьезно работают в этом направлении! Мы живем в эпоху стандартных продуктов, когда уникальные предложения появляются редко и копируются мгновенно. Мы живем в эпоху больших и быстрых изменений. Вместо незаслуженной монстеризации телевидения (нет плохих каналов доставки информации, а есть оптимальные и не очень) гораздо интереснее поговорить о том, как появляются хорошие идеи, как устроены организации, в которых этих идей много…

Очень верится, что следующая книга будет о кроликах и ежиках. А именно – о том, как угнетаемым кроликам превратиться в творческих и процветающих ежиков. Ибо назревшая необходимость процесса сомнений не вызывает.