Бесхозный бренд
Когда в начале ХХ в. немецкий архитектор Вальтер Гропиус основал Bauhaus, он думал больше о дизайне, чем о бизнесе, поэтому до регистрации товарного знака дело не дошло. И зря. Школа Bauhaus породила одно из самых влиятельных и узнаваемых арт-направлений в мире, объединив архитектуру, прикладное искусство и графический дизайн.
А буквально бесхозный бренд Bauhaus присвоили как минимум 40 компаний по всему миру - от производителя мебели в Америке и немецко-швейцарской сети строительных супермаркетов до борделя в Японии и британской готической рок-группы.
Школа Bauhaus открылась в 1919 г. Это было время Веймарской республики, период обновления, перемен и превращения Берлина в город европейского значения. Приоритетом Bauhaus были "предметы первой необходимости для всех, а не роскошь для некоторых". Идеологи Bauhaus провозгласили моду на функциональность, технологичность, отказ от украшательства. Преподаватели и студенты школы придумывали простую и элегантную мебель и другие предметы интерьера. Они же вручную делали образцы.
Дом построить
Вальтер Гропиус родился и вырос в Берлине и принадлежал к известной архитектурной династии. Он и сам получил диплом архитектора и вместе с коллегами построил несколько зданий в Берлине, фабрики в Кельне и Альфельде (Лайне), проектировал внутреннее оборудование, мебель и части автомобилей. Гропиус воевал, получил ранения. Так что ему исполнилось уже 36 лет, когда в Веймаре на базе слияния Саксонско-Веймарской высшей школы изобразительных искусств и Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства была создана новая междисциплинарная школа искусств.
Инициатором слияния стал дизайнер Анри Ван де Вельде, возглавлявший школу прикладного искусства. Но его лидерство было небезусловным, против него была настроена часть преподавателей, нашедшая формальный предлог для его смещения - тот являлся гражданином Бельгии и не мог занимать пост директора. Тогда Ван де Вельде и предложил вместо себя недавно демобилизовавшегося Вальтера Гропиуса. Говорят, что тот не умел рисовать, так что при выполнении проектов ему даже приходилось нанимать ассистентов-рисовальщиков. Однако этот недостаток с лихвой окупался концептуальным видением Гропиуса и его способностями к пиару. Гропиус начал свою работу с того, что придумал простое и емкое имя для новой школы от немецких слов bau - строить и haus - дом. В написанном им же манифесте школы говорилось о создании нового здания будущего, которое объединит в одно целое архитектуру, живопись и скульптуру, хотя курсы по архитектуре ввели в учебную программу только в 1927 г.
Вальтер Гропиус обновил и преподавательский состав. В первые два года его руководства из прежних сотрудников работу сохранили лишь несколько. Вместо уволенных Вальтер Гропиус пригласил, например, Пауля Клее, Василия Кандинского и венгерского авангардиста Ласло Мохой-Надя. Гропиус не скрывал восхищения русским конструктивизмом и архитектурным модернизмом, веря в возможность интеграции их принципов в повседневность в применении к зданиям и промышленной продукции. Выставка преподавателей и студентов школы Bauhaus в 1923 г. наглядно демонстрировала эту идеологию: специально для нее сконструировали модель дома вместе с интерьером. Технократичная эстетика Bauhaus сочетала простоту и строгость форм, функциональность и экономию пространства и материалов. Для производства мебели, например, впервые применялась авиационная сталь.
Церковь марксизма
Разумеется, у авангардизма Bauhaus имелось немало противников. С одной стороны, обывателей отпугивали богемные привычки некоторых студентов, которые эпатировали публику, купаясь в бассейне голышом, нося экстравагантную одежду или пропагандируя вегетарианство (что по тем временам тоже было эпатажем).
С другой стороны, были возражения и посерьезнее. Школа существовала на дотации из земельного бюджета, которые обеспечивали Bauhaus поддерживавшие ее либеральные социал-демократы. Но в 1925 г. политические ветры подули вправо, и Bauhaus отказали в финансировании.
Впрочем, на этот случай у Вальтера Гропиуса имелся запасной план: он заблаговременно заручился поддержкой чиновников в Дессау, и те разрешили открыть школу там. Основным спонсором переезда школы в Дессау выступил Хуго Юнкерс, заинтересовавшийся предложением Гропиуса производить стальные дома на располагавшемся там авиазаводе Junkers&Co. Этот прожект так никогда и не воплотился в жизнь, но годы Bauhaus в Дессау называют золотыми. За 12 месяцев после переезда были построены знаменитый учебный корпус и общежитие по проекту Гропиуса. Кстати, в январе 2014 г. в нем открыли бюджетную гостиницу, зазывающую туристов окунуться в атмосферу аскетичного минимализма Bauhaus.
Некоторые из студентов школы вернулись в нее уже в качестве преподавателей. Это, например, Марсель Бройер, создававший модернистскую мебель из стальных трубок, в том числе легендарное кресло "Василий", которое выпускается некоторыми компаниями до сих пор, или Герберт Байер, автор типографских шрифтов без заглавных букв.
В 1928 г. Вальтер Гропиус решил полностью посвятить себя градостроительству и переехал в Берлин, оставив пост директора Bauhaus на Ханнеса Мейера, возглавлявшего незадолго до этого открытое в школе архитектурное отделение. В качестве директора Мейер оказался фигурой неоднозначной. С одной стороны, он помог школе заработать деньги через привлечение коммерческих архитектурных проектов. С другой, своими художественными и политическими взглядами он создавал вокруг учебного заведения неспокойную обстановку. Мейер, например, проповедовал радикальный функционализм в архитектуре: здания должны были выполнять строго социальные функции, не имеющие ничего общего с эстетикой. Будучи марксистом, он также ввел в обязательную учебную программу марксизм.
Радикализм Мейера привлекал студентов, многие из которых разделяли убеждения учителя, но, вместе с тем, превращал школу в красную тряпку для набиравших силу фашистов. Мало того что стиль Bauhaus имел мало общего с неоклассицизмом, официальным архитектурным стилем нацистской Германии. Здесь открыто обучали основам большевистской идеологии, а группа студентов даже организовала коммунистическую партийную ячейку. По требованию нескольких преподавателей, в том числе и Кандинского, в 1930 г. Ханнеса Мейера уволили, но это уже не помогло, за школой закрепилась репутация "церкви марксизма".
С риском для жизни
Следующему директору Bauhaus Людвигу Мис ван дер Роэ пришлось еще тяжелее. Когда на выборах в городской совет Дессау в 1931 г. представители НСДАП получили большинство мест, выселение школы было предрешено.
Через год учебные курсы Bauhaus открылись в здании бывшей телефонной фабрики в Берлине. Условия были полуподпольными. К тому времени стиль Bauhaus уже называли антигерманским, а школу обвиняли в непонимании сути немецкой нации. Более того, власти в Дессау инициировали обыски в новом помещении школы в Берлине. Доказательств связи с коммунистами обнаружено не было, но гестапо закрыло школу и арестовало нескольких студентов, у которых не оказалось с собой документов. Мис ван дер Роэ самоотверженно боролся за открытие Bauhaus, добиваясь аудиенций у уполномоченного по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием нацисткой партии Альфреда Розенберга в гестапо. На одной из встреч дизайнер заявил рейхсляйтеру: "Вы занимаете такой высокий пост, но посмотрите, за каким столом вы сидите - я бы такой выкинул в окно". Розенберг, сам дипломированный архитектор, как ни странно, услышал доводы своего визави и разрешил открыть школу, но поставил условие - избавиться от некоторых лекторов, прежде всего от Василия Кандинского. На эти условия в Bauhaus не пошли, и в апреле 1933 г. было принято решение о самороспуске школы, о чем Bauhaus демонстративно известила гестапо письмом.
После этого для многих из последователей Bauhaus стало опасным даже просто пребывание в Германии. Первым эмигрировал Вальтер Гропиус. Он без труда нашел преподавательскую работу в Гарварде, а потом помог устроиться в США и многим другим своим коллегам по Bauhaus. Гропиус стал одним из первых звездных архитекторов, он сконструировал несколько знаменитых объектов, включая всемирно известный небоскреб MetLife в Нью-Йорке.
К искусству приобщиться
После Второй мировой войны стиль Bauhaus безоговорочно был признан на Западе, особенно в США, где осело в неспокойные годы большинство его адептов. Сегодня дизайн многих элегантных и современно выглядящих предметов можно проследить до корней Bauhuas. Кое-кто даже утверждает, что именно этому течению в искусстве мы обязаны дизайном - и успехом - iPhone.
Даже само незапатентованное слово Bauhaus уже в 1960-е зажило собственной жизнью. Его, например, прибрала к рукам крупная немецко-швейцарская сеть строительно-хозяйственных товаров Bauhaus AG, основанная в Мангейме в 1960 г. По свидетельству некоторых источников, ее владелец привез идею названия из поездки в США и зарегистрировал в качестве торгового знака примерно в то же время - более чем за десять лет до создания некоммерческой организации Bauhaus Archive, призванной защищать культурное наследие стиля. Впрочем, защитить его от Bauhaus AG искусствоведам так и не удалось: поданный в 1970-х иск против компании о незаконном использовании имени в коммерческих целях разрешился судом в пользу ответчика.
И обогреть, и полетать
Несмотря на то, что слово "юнкерс" прочно ассоциируется с пикирующим бомбардировщиком Ju-87 периода Второй мировой войны, человек, давший этому самолету свое имя, имел к нему весьма отдаленное отношение. Более того, он был пацифистом, а до того, как начал создавать самолеты, многое сделал для развития термотехники. Хуго Юнкерс родился в 1859 г. в прусском городе Рейдт (ныне часть Менхенгладбаха) и там же получил образование, обнаружив выдающиеся способности во многих областях техники. В 1895 г. Хуго основал компанию Junkers&Co., занимавшуюся производством газового оборудования. К тому времени у изобретателя был уже патент на калорифер - обогревательный прибор, ставший прообразом современной газовой колонки, и звание профессора Аахенской высшей технической школы. Спустя десятилетие фирма выпускала уже 19 моделей приборов, а ее ассортимент пополнился охладителями и вентиляционным оборудованием. Помимо надежности, приборы, производимые Junkers&Co., снискали популярность у потребителя своей доступностью и простотой эксплуатации. Тем временем Хуго успел также запатентовать несколько способов обработки листового металла, а к 1911 г. на его имя было выписано наибольшее количество патентов в Германии. При такой привязанности к работе с металлом неудивительно, что первый самолет, изготовленный на заводе Юнкерса, был металлическим. Это был J-1, увидевший свет в 1915 г. За ним последовала еще одна новация в авиастроении - в самолете J-4 впервые была предусмотрена бронированная кабина пилота. В 1922 г. между Junkers Flugzeugwerke AG и правительством СССР было подписано соглашение о налаживании серийного производства боевых самолетов на территории завода "Руссо-Балт" в Филях, и уже в ноябре 1923 г. с поверхности Москвы-реки взлетел первый морской разведчик J-20, собранный для нужд Красной Армии. Всего до расторжения договора в 1927 г. в Советском Союзе было построено 170 "Юнкерсов". В 1932 г. был разработан Ju-52, ставший первым в мире серийным пассажирским самолетом. Вскоре после смерти Юнкерса, в 1935 г., все его предприятия и патенты были национализированы нацистским режимом.