Top.Mail.Ru
архив

Бесконечная нефть

Аналитики-пессимисты не раз говорили о том, что при существующих объемах добычи сырья, нефти в России хватит максимум на 15 лет, после чего вся отечественная экономика должна попросту рухнуть. Однако при всем количестве проблем, существующих в нефтяном секторе, российской нефти хватит еще на многие десятилетия. Главная задача – обеспечить эффективные инвестиции нефтедолларов.

 

Начиная с 2001 года Россия демонстрирует самые высокие в мире темпы добычи нефти. В прошлом месяце Россия впервые обогнала Саудовскую Аравию по объему суточной добычи и заняла второе место, пропустив вперед Соединенные Штаты. В этом году отечественные нефтяники планируют добыть 378 млн тонн нефти. Всего же в мире ежегодно добывается 3,6 млрд тонн. За девять месяцев текущего года экспорт нефти из России на 15% превысил прошлогодние показатели и составил 138,7 млн тонн. Правда, при этом выручка от экспорта возросла лишь на 3% и составила $20,7 млрд.

В последнее время эксперты и экономисты все чаще предупреждают об опасности исчерпания российских запасов. Мрачные прогнозы на этот счет впервые высказал публицист и экономист Андрей Паршин. В полемику с ним вступили многие ученые, в том числе академик Евгений Велихов.

На данный момент все известные мировые запасы нефти составляют около 140 млрд тонн. При нынешнем уровне добычи их должно хватить максимум на 39 лет. Наиболее обеспечены этим сырьем прежде всего страны Персидского залива. Относительно же российских запасов нефти точных данных нет, что, похоже, и стало причиной разницы в оценках перспектив нефтяной отрасли. Учитывая ее значение для экономики (а на нефтянку приходится 14% производства промышленной продукции, около 20% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет и треть экспортной выручки), становится понятным, почему будущее отрасли вызывает так много споров.

При этом, по словам представителей российских компаний, объемы экспорта и производства нефти будут только расти. Причина – низкая цена и себестоимость российской нефти, что позволяет нефтяникам успешно конкурировать на мировом рынке. Экспорт нефти из России можно охарактеризовать как относительно дешевый, что вызвано 10-процентным дисконтом нефти Urals по отношению к эталонной Brent, а также высокой долей мазута в экспорте нефтепродуктов (составившей в прошлом году в стоимостном выражении 53%). Сейчас наращивание экспорта нефти ограничено пропускной способностью системы «Транснефть» и недостаточным количеством портов, способных принимать нефтяные танкеры. Увеличение добычи и объемов нефтепереработки потребует от компаний крупных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.

Технически экспортные возможности позволяют наращивать добычу. Строятся морские терминалы на Балтийском, Баренцевом морях, на Сахалине. Возводятся новые трубопроводные мощности. Повышение спроса на нефть также должно способствовать успешному расширению экспортных поставок. К тому же наши нефтяные компании активно скупают нефтеперерабатывающие предприятия за рубежом. Это позволит им уменьшить зависимость от конъюнктуры мировых цен на нефть.

По данным аналитических компаний, объем разведанных и доказанных нефтяных запасов России составляет по международной классификации лишь 6,8 млрд тонн (4,8% от общемирового объема). Несколько большую цифру называют в Министерстве энергетики. По данным чиновников, запасы России составляют около 8 млрд тонн. Любопытно, что обе эти цифры намного ниже той, которая получается от сложения данных по отдельным нефтяным компаниям, и равняется 12 млрд – 15 млрд тонн.

При существующих темпах потребления разведанные российские запасы обеспечивают текущий уровень добычи только на срок от 19 до 22 лет. Если согласно проекту энергетической стратегии России объем нефтедобычи будет доведен до 420 млн – 460 млн тонн, современного уровня запасов хватит на 15 – 18 лет. Однако, как отмечает начальник аналитического отдела компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин, помимо доказанных запасов есть еще геологические, вероятные и возможные, которых больше в несколько раз. С учетом проводимых геологоразведочных работ запасов вполне хватит на 40, а возможно, и на 50 лет и более. Поэтому, считает аналитик компании «Интерфин трейд» Роман Фомин, в обозримом будущем у России нет оснований для беспокойства по поводу энергетической безопасности.

Что же касается нефтяных возможностей других государств, то официальные данные по ним также зачастую занижены. К примеру, особенность американского недропользования в том, что собственник участка земли является и собственником полезных ископаемых. Он платит налог на собственность, исходя из стоимости участка с учетом стоимости находящихся в нем запасов. Это стимулирует более полное изъятие жидкого топлива из недр вместо экстенсивного расширения территорий, на которых ведется нефтедобыча. Добывающим компаниям нет смысла увеличивать доказанные запасы, за которые придется платить больший налог. Поэтому и получается, что американский запас нефти в несколько раз меньше российского.

 

Исчерпаемый ресурс

Считается, что для нормального функционирования нефтяного комплекса прирост разведанных запасов должен превышать уровень добычи в 1,5 раза. Для российских нефтяных компаний этот показатель составляет в среднем 1,2. При этом учитываются наращенные резервы не только за счет открытия новых месторождений, но и за счет скупки других компаний. Поэтому в действительности геологические работы в лучшем случае помогают увеличить запасы на 50 – 80% от уровня добычи.

Кроме того, десять лет назад активно практиковалась ускоренная выдача лицензий. Это привело к тому, что компании были вынуждены консервировать скважины, поскольку зачастую у них просто не хватало денег на их разработку. Так, «Газпром» до сих пор ведет добычу только на 67 из имеющихся 126 лицензионных участков. А ЮКОС в 2000-м и до середины 2001 года добывал на 6,6 млн тонн меньше, чем должен в соответствии с лицензиями. У «Сибнефти» доля неработающих скважин составляет 31%. В свою очередь, «Татнефть» консервировала скважины из-за низкой рентабельности, потому что многие месторождения компании находились на грани истощения. Все это привело к относительно низким капитальным вложениям в освоение месторождений.

В ведущих нефтегазовых провинциях России уровень добычи нефти находится либо на самом высоком своем уровне, либо уже на спаде. Добыча растет только в Тимано-Печоре. В связи с этим компании будут вынуждены или внедрять современные научные технологии для повышения рентабельности, или искать перспективные месторождения за рубежом. Пока же у нас в стране кроме Тимано-Печоры перспективен только остров Сахалин, суммарные запасы нефти на котором оцениваются в 4 млрд тонн. Однако их освоение требует огромных затрат.

Поэтому в настоящее время компании предпочитают наращивать запасы путем поглощения других нефтедобывающих предприятий. К примеру, затраты на прирост 1 тонны запасов нефти за счет собственных геологических работ составляют $4 – 6. В то же время «Славнефть» намереваются продать как минимум за $1,7 млрд. При этом ее запасы составляют более 1 млрд тонн. В результате, считает Максим Шеин, компания, контролирующая «Славнефть», получит дополнительные запасы в среднем по $1,5 за тонну.

И все же к концу 1990-х годов российским компаниям по ряду направлений удалось переломить негативные тенденции. Особенно показателен пример «Татнефти», имеющей наиболее «проблемный» с точки зрения эффективности фонд месторождений. За счет повышения продуктивности скважин компании удалось в первой половине текущего года увеличить добычу нефти на 606 000 тонн (2,5% от уровня добычи в прошлом году). Около 8% прироста нефтедобычи ЮКОСа в 2001 году было обеспечено мерами по увеличению отдачи существующих скважин.

 

Конкурентная информация

И сейчас, и в ближайшем будущем России придется наращивать объемы добычи, так как экономика будет сильно зависеть от нефтегазовой отрасли. В следующем году, по оценке ОПЕК, ожидается увеличение мирового спроса на нефть до 1,3 млн баррелей в сутки. При этом производство нефти в России, как ожидается, возрастет на 0,5 млн баррелей. В настоящее время цены на это сырье достаточно высоки. Эксперты прогнозируют, что в следующем году нефть останется на нынешнем ценовом уровне: $22 – 23/бар марки Brent.

Сегодня европейские страны потребляют в общей сложности 88% российского топливного экспорта. При сохранении статус-кво в экспортной структуре возможности дальнейшего наращивания продажи нефти в Европу практически полностью исчерпаны. Поэтому россияне пытаются найти новые рынки сбыта в Юго-Восточной Азии и США (расчеты ЮКОСа показывают, что поставки сырья в США будут существенно расти и увеличатся к 2007 году до 30 млн – 50 млн тонн в год). В свою очередь, полностью зависимые от ОПЕК страны Дальнего Востока заинтересованы в диверсификации своего нефтяного импорта. Впрочем, успешность восточного направления зависит в основном от того, как пойдет реализация проекта разработки нефтяного бассейна на Сахалинском шельфе.

Специалисты нефтяной компании ЮКОС считают, что для России оптимальный объем добычи нефти составляет 450 млн тонн в год. По прогнозам нефтяников, этого показателя мы сможем достичь к 2007 году. Практически все представители нефтяных компаний считают, что добычу нефти необходимо наращивать, пока конъюнктура рынка это позволяет. С другой стороны, в мире существует ограниченный объем мощностей, способных перерабатывать специфического качества российскую нефть, в которой существенно повышена концентрация серы. И это также накладывает ограничения на объемы добычи.

Появление информации о том, что запасы нефти в нашей стране ограничены, во многом обусловлено нарастающей конкурентной борьбой между отечественными и зарубежными нефтяными компаниями. Например, недавно руководство Exxon Mobil заявило, что, несмотря на бурный рост нефтяного сектора, Россия не станет одним из центров мировой нефтедобычи. Как считают в американской компании, для того чтобы удовлетворить растущий спрос рынка, необходимо инвестировать в добычу примерно $100 млрд в год. А общая сумма инвестиций к 2010 году должна достичь $1 трлн. Столь пессимистичные заявления относительно России многие эксперты объясняют тем, что у самих западных компаний запасы нефти очень скудные. К примеру, у той же самой Exxon Mobile, по самым радужным прогнозам, нынешних запасов нефти хватит всего на 12 лет. Тогда как российские «Татнефть» и «Сибнефть», по их собственным данным, уже сейчас обеспечены сырьем более чем на 30 лет вперед.

 

Эффективность нефтедолларов

По словам эксперта компании «АВК» Александры Вертлюгиной, на текущий момент большинство нефтяных компаний провели обновление добывающих мощностей и промысловой инфраструктуры. Это было необходимо, учитывая изношенность оборудования и промысловых трубопроводов. И речь идет не только об эффективности, но и о предотвращении масштабных экологических катастроф. Но теперь помимо развития промысловой и транспортной инфраструктуры существует объективная необходимость в модернизации НПЗ. Если нефтяные компании не активизируют свою деятельность в направлении развития нефтепереработки, то рано или поздно Россия потеряет свои позиции на мировом рынке и столкнется с проблемой ввоза топлива из-за рубежа, считает Вертлюгина.

Однако нефтяные компании не всегда эффективно распоряжаются своими денежными ресурсами. В частности, ЮКОС и «Сургутнефтегаз» накопили значительные финансовые резервы, заметно превышающих анонсированные компаниями инвестиционные программы. Некоторые аналитики оценивают финансовые резервы «Сургутнефтегаза» почти в $5 млрд. Что же касается вложений нефтяных компаний в западную нефтепереработку, как это делает ЮКОС и «ЛУКойл», то они, по мнению аналитиков, крайне неэффективны и порой даже убыточны. То же самое можно сказать и об инвестициях нефтяников в отечественную электроэнергетику и газовый сектор. Большинство экспертов считают, что пока рынок газа и электричества не либерализован, компаниям ждать отдачи от этих секторов экономики не приходится. Кроме того, учитывая низкую платежеспособность населения, другие сектора экономики не в состоянии эффективно воспринять серьезные инвестиции нефтяных компаний.

В результате нефтяники начинают тратить деньги сами на себя. В частности, «Татнефть» значительно увеличила операционные расходы, «Сибнефть» – управленческие. У «ЛУКойла» за год административные расходы выросли на $282 млн. Кроме того, осознавая невозможность эффективно инвестировать средства внутри страны, нефтяные компании стремятся оставлять экспортную выручку за рубежом. В одном из прошлогодних интервью глава ЮКОСа Михаил Ходорковский* заявил: «До финансового кризиса 1998 года себестоимость барреля нефти была у нас значительно выше, чем у ведущих международных нефтяных компаний. А из-за понижения курса рубля в 1999 году она упала до самого низкого уровня в $5 за баррель. В 2000 году в связи с ростом стоимости электроэнергии, транспортировки и более высоких налогов она повысилась до $6,3, и к концу нынешнего года мы выйдем на средний международный уровень себестоимости добычи порядка $7 за баррель». Сейчас затраты на добычу барреля нефти снова возросли, а значит, эффективность нефтяного сектора падает. В результате увеличивающийся рост нефтедобычи приводит к экстенсивному развитию этого сектора экономики.

А так было в советские времена.

* признан в России иностранным агентом.

Еще по теме