Беспилотники вписались в эксперимент

08.07.202109:05

Подписанные 2 июля президентом РФ поправки сразу в несколько федеральных законов расширили рамки дозволенного представителям цифровой индустрии. Предполагается, что это благодаря этому россияне уже в 2021 году смогут прокатиться на беспилотном такси, получить посылку от робота-доставщика и узнать медицинский диагноз удаленно. Всего пять проектов получат площадки для пилотирования и проверки гипотез. В течение 1-1,5 месяцев бизнес, ведомства и правительство должны разработать дорожные карты эксперимента. Он продлится три года, после чего будет принято решение о масштабировании решений.

Бизнес пустили в песочницу

Как отметил на встрече с участниками эксперимента министр экономического развития Максим Решетников, государство не может и не должно править законодательство целиком под новые технологии, их регулирование необходимо осуществлять точечно. Так, изменений требуют законы, связанные с организацией дорожного движения, оказания медуслуг, хранением и обработкой персональных данных и Воздушный кодекс. Следуя этой логике, в прошлом году был принят «Закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций», а в июле 2021 года — закон-спутник, предполагающий создание регуляторных песочниц для реализации конкретных проектов. На сегодняшний день их пять. Причем, как подчеркнул министр, это технологии, практически готовые к тиражированию: беспилотное такси, доставка грузов дронами, телемедицина, аналитика больших данных для медицины и для бизнеса.

«Сейчас нужно разработать и утвердить дорожную карту — на это потребуется месяц-полтора — где уже будут предусмотрены изъятия из законодательства, будет определено, как будет обеспечиваться безопасность, гарантироваться качество услуг, проходить сертификация», — подчеркнул Решетников. Эксперимент проводится в течение трех лет и решение о вступлении в него будут принимать непосредственно власти регионов.

Глава Минэка рассказал, что изначально в законопроекте идей было больше, но оперативно прийти к соглашению со всеми отраслевыми ведомствами и депутатами Госдумы удалось только по пяти. За периметром эксперимента остались инициативы телекомоператоров по работе с пользовательскими данными. «Время было сжатое на поиск компромисса, но от этих проектов не отказались», - прокомментировал это министр. Максим Решетников заверил, что к их обсуждению вернутся в осеннюю сессию Госдумы, так как «в них большой потенциал». Принципиально наличие в каждой теме бизнес-локомотива, который «тащит» технологию, считает министр. Сейчас с новой инициативой выступил Ozon, разрабатывающий идею поставки рецептурных препаратов, также обсуждается возможность оказания в цифровом формате услуг по реабилитации пациентов.

Куда поедет беспилотное такси

Регуляторные изменения позволят выпустить беспилотные такси на улицы Москвы уже до конца 2021 года, об этом сообщил директор по развитию бизнеса беспилотных технологий «Яндекс» Артем Фокин. Он уверяет, что после согласования программы ЭПР компания сможет оказывать услуги беспилотных перевозок на коммерческой основе. Идея монетизировать сервис для «Яндекса» принципиальна.

«Только коммерческий подход позволит понять, насколько сервис нравится людям, оценить соответствует ли уровень технологической готовности и комфорта ожиданиям клиента», — подчеркнул Фокин. По его словам, цену таких поездок будет определять исключительно спрос. «Опыт и российских, и зарубежных компаний-агрегаторов говорит о том, что стоимость определяется тем, какое число пассажиров хочет воспользоваться услугой и какое число автомобилей сейчас есть на линии». В Москве, например, сейчас проходят обкатку с инженерами в салоне 140 беспилотников.

«Яндекс» стал разрабатывать технологии беспилотного вождения в 2017 году. На сегодняшний день его машины прошли 13 млн км по дорогам общего пользования — это второй в мире результат по величине автономного пробега. До появления экспериментально правовых режимов беспилотники могли использовать только на закрытых территориях и в небольших городах, как в Иннополисе, но перейти на следующий уровень — к поездкам в отдельных районах мегаполиса не могли, хотя технология была готова.

Сейчас в мире есть 8 городов, где официально можно проехаться на беспилотном такси — это Лас Вегас и Финикс в США; Чанша, Гуанчжоу, Пекин, Цанчжоу, Шанхай в Китае и российский Иннополис.

Согласно данным сайта Минэка, пилотными площадками в России станут Москва и Подмосковье, Краснодарский край и Татарстан. Но большие города беспилотникам будут открывать постепенно, вводя их в отдельных районах.

Клиника в кармане

Экспериментальный режим распространяется на телемедицинский проект, который реализуют МТС и «Медси». По словам вице-президента ПАО «МТС» Руслана Ибрагимова, поправки в законодательство дают возможность постановки дистанционного диагноза, коррекции лечения несколькими врачами, удаленного наблюдения за пациентом. По новым правилам бизнесу разрешается использовать расширенный список идентификаторов пользователя и оказывать телемедицинские услуги из любой точки, что актуально, например, в том случае, если сам врач находится на самоизоляции. Кроме того, благодаря поправкам в закон дистанционно можно будет поставить первичный и окончательный диагноз.

При этом, как подчеркивает директор по цифровому развитию «Медси» Александр Пилипчук, телемедицина открывает не новый вид услуг, а инновационный способ их оказания. Его главный плюс — повышение доступности медуслуг. «Фактически пациент получает клинику в кармане», — резюмирует Александр Пилипчук. Руслан Ибрагимов добавляет: «Мы ожидаем снижения нагрузки на врачей особенно в тех регионах, где есть дефицит медкадров. Это приведет к сокращению очередей».

Максим Решетников отметил, что эксперимент с дистанционным оказанием услуг затрагивает исключительно сегмент частной медицины. «Мы сейчас говорим про телемедицину пока в частном секторе, это прописано в законе. Как только будут конечные результаты, мы будем принимать решение об имплементации в систему ОМС и в госсистему здравоохранения, — сказал глава Минэка. — Второй важный момент: все услуги телемедицины будут оказываться при условии, что человек четко проинформирован и он это принял».

Сама «Медси» развивает цифровую платформу SmartMed с 2018 года. В компании отмечают, что прирост новых пользователей электронных сервисов составляет до 30% в год — только за 2020 год врачи клиники провели 35 тысяч консультаций в удаленном формате. Как отметил Пилипчук, объем национального рынка телемедицинских услуг в течение нескольких лет достигнет 100 млрд рублей в год. Это консервативная оценка, которая строится на предположении, что до 20% объема клинических медуслуг могут быть полноценно оказаны дистанционно без потери качества.

Эксперимент рассчитан на три года. Однако, по словам министра, позиция профильных ведомств по поводу телемедицинских сервисов в госсекторе может измениться и раньше — под влиянием растущего спроса на эти услуги.

По оценке «Медси», эксперимент приведет к кратному росту как пациентов, так и докторов, подключенных к электронной платформе. По окончанию первого года количество врачей-участников эксперимента планируют увеличить до 375, а к третьему году «пилота» — до 500 человек. Число уникальных посетителей платформы планируется на уровне 25 тысяч и 50 тысяч человек соответственно. Подключиться к телемедицинскому эксперименту уже готовы Сбербанк и ВЭБ.РФ.