Top.Mail.Ru
архив

Беспошлинный бизнес

 

Если производителю матрешек захочется продавать их иностранцам через московские duty free, то найти выход на такие магазины будет весьма проблематично: часть операторов профильного рынка даже не имеет официальных интернет-сайтов. У этих магазинов особый ассортимент, большую часть которого они получают всего от нескольких глобальных дистрибьюторов напрямую из Европы. Российские товары тоже присутствуют, но в основном в качестве сувенирной продукции. Поэтому, когда в июне 2011 г. выяснилось, что «Аэрофлот» выкупил долю в старейшем и крупнейшем операторе duty free в России – компании «Аэроферст» у Шереметьево, эксперты удивились. Но, как оказалось, это событие может привести к переделу рынка.

 

Непонятная покупка

До недавнего времени «Аэрофлот» владел 33,3% акций оператора duty free «Аэро­ферст». Вслед за этим авиакомпания решила добавить еще столько же акций, выкупив их у второго совладельца сети – аэропорта Шереметьево. Сумма сделки составила $16,4 млн. Другим совладельцем магазинов, контролирующим треть акций, осталась ирландская Aer Rianta International – один из трех крупнейших европейских дистрибьюторов и операторов розничной торговли. «Аэрофлот» отказался от каких-либо комментариев по поводу сделки. Между тем «Аэроферст» – знаковый игрок московского рынка беспошлинной торговли. Компания начала работать в 1988 г., и с 1994 г. ею бессменно руководит Михаил Дзамашвили. По данным участников рынка, топ-ме­неджер близко знаком с бывшим рукодителем «Аэрофлота» Валерием Окуловым и экс-главой ТПП РФ Евгением Примаковым. Примерно до 2001 г. «Аэроферст» был единственным столичным оператором duty free. При этом операционным руководством этим бизнесом, по словам игроков рынка, всегда занималась ирландская Aer Rianta International, она же до сих пор его основной поставщик. «В начале 2000-х, когда аэропорты начали выходить на качественно новый уровень и стали расти пассажиропотоки выезжающих за границу, произошло бурное развитие этого рынка», – рассказывает генеральный директор «Трэвел Ритейл Домодедово» Сергей Говорушко.

В Шереметьево тогда открылись магазины трех новых компаний – «РегСтаер», «Порт-Альянс» и «Уран М», начавшие работать с другим поставщиком, конкурентом Aer Rianta International – немецкой Gebr. Heinemann. Причем каждый из крупнейших европейских дистрибьюторов этого рынка, как то: Gebr. Heinemann, Dufry или Aer Rianta International, имеет широкий ассортимент товаров, которыми торгуют duty free по всему миру. Местным операторам остается закупать лишь малую толику отечественной продукции в качестве сувениров для иностранцев. «На данный момент на рынке беспошлинной торговли Московского региона оперируют около десяти компаний», – сообщили в фирме «Дьюти Фри Партнерс». Основными операторами в Шереметьево являются собственно сама «Дьюти Фри Партнерс» (на 50% принадлежит немецкой Gebr. Heinemann), «Аэроферст», «РегСтаер» и «Порт-Альянс», а в Домодедово – европейская Dufry, «Трэвел Ритейл Домодедово» (100-процентная «дочка» Gebr. Heinemann), а также «Ареал». Между тем доля отечественного капитала в duty-free не очень велика. «Как обычно создаются компании duty free в России? Приходит крупный иностранный оператор рынка, учреждает в нашей стране зависимую компанию, а далее возможны два варианта. Во-пер­вых, созданная компания оперирует магазином, приобретая все товары у своего учредителя – крупного оптового иностранного оператора рынка duty free – и выполняя все его распоряжения и желания. Доход от этой деятельности делится между иностранным оператором и его российскими партнерами», – рассказывает гендиректор «АэроТрейдСервис» Андрей Мартынюк. Во втором варианте фирмой управляет сам учредитель – крупный оптовый зарубежный оператор. В этом случае весь доход от деятельности такой коммерческой структуры уходит иностранцам.

 

В третьи руки

Аэропорты, а тем более авиакомпании к бизнесу duty free обычно никакого отношения не имеют. Торговлей беспошлинными товарами на борту также занимается не сам авиаперевозчик, а все те же операторы, например в случае с «Аэрофлотом» это «Аэроферст». Авиакомпания получает процент от прибыли, но доходы от торговли на борту для перевозчика, как правило, незначительны. При этом ни один перевозчик, за исключением «Аэрофлота», не участвует в капитале операторов беспошлинной торговли. «Покупку доли в «Аэроферсте» теоретически можно рассматривать как диверсификацию бизнеса компании. Растут цены на авиатопливо, это приводит к снижению прибыльности авиационного бизнеса, – рассуждает Евгений Шаго, глава аналитического департамента «Ингосстрах-Инвестиции». – До сих пор компания не была замечена в стремлении диверсифировать бизнес или же развивать дополнительные доходы». В свою очередь для Шереметьево продажа доли в duty free выглядит логично. «Аэропорт оказывался в двояком положении: с одной стороны, он входил в акционерный капитал «Аэроферста», а с другой – был заинтересован в увеличении арендной ставки. Позиция Шереметьево – увеличить неавиационные доходы», – отмечает Сергей Говорушко. Более того, по мнению игроков рынка, к покупке доли «Аэрофлот» мог подтолкнуть конфликт с обоими партнерами по duty free-бизнесу. Как известно, терминал D, который авиакомпания строила «под себя», отойдет Шереметьево. В то же время перевозчик должен был получить определенный процент в капитале аэропорта, объединенного с терминалом D. Авиакомпания рассчитывала, что получит по крайней мере 25%, но в процессе переговоров стало понятно, что ее доля в Шереметьево может составить лишь 12%. Кроме того, у авиакомпании случился конфликт и с ирландской Aer Rianta International, которую можно назвать родоначальницей российского бизнеса duty free. После того как терминал D в Шереметьево был построен, практически год здесь не было ни одного действующего магазина беспошлинной торговли. Дело в том, что, когда «Аэрофлот» проводил тендер на открытие магазинов, его выиграла Aer Rianta International, но после смены руководства в «Аэрофлоте» отношения с арендатором изменились. По мнению «Аэрофлота», ирландская сторона не хочет выполнять условия тендера, а по словам самого оператора, авиакомпания выдвигает излишние требования. Конфликт привел к тому, что почти год магазины ирландцев стояли закрытыми, а затем место в терминале D и уже готовые магазины получил «Аэроферст», совладельцами которого являются обе конфликтующие стороны. В итоге игроки рынка прогнозируют, что, скорее всего, «Аэрофлот» выкупит долю «Аэроферста» и у ирландцев. Впрочем, вряд ли авиакомпания станет самостоятельно управлять непрофильным для себя бизнесом, зато после консолидации акций может максимально выгодно перепродать компанию в третьи руки. В таком случае на торги будет выставлен крупнейший оператор этого рынка с оборотом в 80 млн евро.

 

Выдавить новичка

Покупателем готового бизнеса, по мнению аналитиков, могут стать, скорее всего, конкуренты Aer Rianta International, например тот же Gebr. Heinemann. По крайней мере, «Дьюти Фри Партнерс» уже имеет 9 магазинов в Шереметьево и до конца года планирует запустить еще два. Должна открыть третью точку и «Трэвел Ритейл Домодедово». Также претендовать на «Аэроферст» может и Dufry. Таким образом, один из двух зарубежных операторов сможет усилить свои позиции в России. При этом новичков на этом рынке эксперты не ждут. По мнению игроков рынка, бизнес магазинов беспошлинной торговли в нашей стране очень интересный. Проходимость в аэропортах большая, и почти каждый пассажир стремится здесь что-то купить. Например, через магазин «Трэвел Ритейл Домодедово» площадью 140 кв. м, по рассказам Сергея Говорушко, за 2–3 дня проходят 60 000 – 80 000 человек. Впрочем, средний чек компания не раскрывает. «Наценка на алкоголь может составлять 40–60%, на одежду и все остальное 300–500%», – говорит Елена Комкова, партнер Retail Training Group.

Впрочем, развитие этого бизнеса ограничено недостаточным предложением помещений. Более того, цены за аренду превышают ставки на Тверской улице. «Четверть всех арендных площадей терминалов E, F и С переданы в аренду операторам duty free, при этом, по данным за прошлый год, доход от сдачи в аренду площадей магазинам беспошлинной торговли составляет 52% от общего дохода, полученного от аренды площадей», – сообщили «Ко» в пресс-службе аэропорта Шереметьево. Впрочем, по словам Андрея Мартынюка, из-за растущих ставок аренды доходность компаний, управляющих магазинами duty free, в России ежегодно падает.
В результате в тендере на свободные площади в аэропортах принимают участие крупнейшие операторы и, хорошо зная рынок, дают за предлагаемую площадь максимально возможные цены, но такие, которые позволяют зарабатывать не только аэропорту, но и оператору. «Новичку же придется «перебить» все предложения и подписаться на такую высокую ставку, что окупаемость его бизнеса остается под вопросом», – констатирует один из игроков рынка. Так, известно, что два года назад на отечественный рынок duty free пыталась зайти корейская Lotte Group. Поскольку тендеров не проводилось, компании пришлось взять в субаренду площади оператора Dufry, однако Dufry заключил договор, по которому он оставался продавцом самых прибыльных товаров: алкоголя и косметики. В итоге корейцы получили шоколад, сигареты и одежду. Не проторговав и года, корейская группа ушла с нашего рынка duty free. Впрочем, если бы на продажу вышла компания «Аэроферст», это помогло бы корейцам еще раз попытать счастье на российском рынке.


Цены в duty free

Цена на самые ходовые товары в duty free (алкоголь, парфюмерия и косметика) в большинстве стран не сильно отличается, разница, как правило, составляет 1–3 евро. Ведь поставками в магазины беспошлинной торговли занимаются одни и те же дистрибьюторы, за уровнем цен на свою продукцию внимательно следят luxury-марки. Однако самым дешевым все-таки считается duty free в аэропорту Дубая. Власти страны намеренно стремились привлечь в аэропорт туристов, под duty free были выделены гигантские площади.


Рынок беспошлинной торговли в России

Объем рынка – неизвестен, операторы не раскрывают оборотов. Ожидается, что рынок будет расти более чем на 10% в год. «Сильное влияние на развитие и рост этого сегмента рынка оказывают развитие инфраструктуры и увеличение объемов пассажирских перевозок», – сообщили в компании «Дьюти Фри Партнерс».