Без «чувства глубокого удовлетворения»
Российская банковская система на подъеме. Такая картина вырисовывается из анализа формальных показателей отечественных банков – растет капитализация, снижается количество проблемных банков. Так что заявления властей о том, что последствия кризиса 1998 года в российском банковском секторе преодолены окончательно, вполне оправданны. Неоправданно лишь «чувство глубокого удовлетворения», с которым околобанковские чиновники произносят свои победные реляции. В том, что российским банкам жить стало легче, «виноваты» высокие цены на нефть и сырье, а вовсе не усилия ЦБ и правительства по преодолению кризиса.
Общее экономическое благополучие ощутимо сказывается и на динамике капитала крупнейших отечественных банков. По итогам июня сразу два банка – Сбербанк и «Глобэкс» смогли увеличить собственный капитал (без учета синдицированных кредитов) более чем на $100 тыс. Еще год назад такой рост собственного капитала в течение одного месяца казался из ряда вон выходящим событием (если оно не было, конечно, бухгалтерской уловкой). Однако сейчас, кажется, такой активный рост никого не удивляет.
Похоже, удалось наконец решить свои проблемы и бывшему банку Александра Мамута – «Компании по проектному финансированию» (КОПФ). В первый летний месяц банк сумел привлечь дополнительные средства в размере чуть более $90 млн, что позволило ему не только выйти из списка банков с самым большим отрицательным капиталом, но и попасть сразу в top-200 российских банков (на 135-ю позицию). «Российский кредит», также имеющий «солидный» отрицательный капитал, сумел по итогам месяца уменьшить объем задолженности своим акционерам на $22 млн. Впрочем, это никак не повлияло на его позицию в списке крупнейших банков с отрицательным капиталом.
Еще одной примечательной деталью списка наиболее динамичных банков месяца стало увеличение своего капитала Дельтабанком. И хотя рост его капитала был относительно невелик – чуть более $10 млн, это позволило банку впервые войти в список 200 крупнейших (на 139-ю позицию). Напомним, что об уязвимости модели кредитования малого бизнеса, которую исповедует Дельтабанк, мы рассказывали в одном из последних выпусков «Ко-Банки». Другими новичками списка крупнейших стали банки «Электроника» (поднялся с 433-го на 101-е место в списке крупнейших, нарастив капитал на $16 млн), а также ПФС-банк и «Кредит-Москва». Двум последним, чтобы попасть в наш рейтинг, потребовалось менее $10 млн, что, в общем-то, существенным увеличением собственного капитала назвать нельзя.
Если для списка «победителей» характерен весьма значительный прирост капитала банков по итогам месяца, то «потерпевшим», наоборот, свойственны лишь незначительные объемы уменьшения собственного капитала. А для некоторых из так называемых неудачников месяца, входящих в список 50 крупнейших банков, потери капитала в $3 млн – $4 млн вообще можно считать несущественными: слишком велик их собственный капитал. Столь незначительное сокращение собственного капитала даже среди особенно «отличившихся» – тоже признак благоприятной экономической конъюнктуры. Доходы клиентов российских банков сегодня столь стабильны и значительны, что банки могут позволить себе и потратиться.
Исключением из общей идиллической картины являются лишь банки «Империал» и Элбимбанк, потерявшие соответственно $51 млн и $12 млн. Оба по итогам месяца (впрочем, как и в предыдущих рейтингах) вошли в списки банков с самым значительным отрицательным капиталом. Но даже и их потери объясняются не реальным ухудшением дел в этих банках (просто там уже хуже не бывает), а простым бухгалтерским списанием убытков проблемными банками. На тот же счет следует, очевидно, отнести и очередное увеличение отрицательных значений собственного капитала банка СБС, потерявшего в июне, судя по нашим данным, чуть более $8 млн.
К вопросу об упоминавшемся выше Элбимбанке. Помнится, в свое время один из банков с иностранным капиталом – Гаранти-банк (Москва), занимающий 80-ю строку в нашем списке крупнейших, купил у обанкротившегося «Элбима» карточный бизнес. Тогда было заявлено, что Гаранти-банк намерен сосредоточить свои усилия на обслуживании частных клиентов. И вот месяц назад банк заявил о смене стратегии: теперь он будет специализироваться исключительно на компаниях. Вполне вероятно, что Гаранти-банк был вынужден отказаться от планов экспансии в розничный сектор банковских услуг из-за кризиса, разразившегося в Турции. Естественно, что пострадали все турецкие банки. И материнский банк московского Гаранти-банка не исключение. Некоторое аналитики даже связывают уменьшение объема активов московского банка с тайной помощью своему турецкому родителю. И действительно, если еще в начале года Гаранти-банк находился на 69-й позиции по размеру активов в рейтинге «Ко», то на начало нынешнего лета ему пришлось спуститься уже на 143-ю позицию. Так что в ближайшие несколько месяцев, очевидно, следует ожидать также и довольно заметного снижения собственного капитала банка. Справедливости ради отметим, что качество активов банка по-прежнему достаточно высокое и характеризуется большой долей ликвидных средств. Об этом, в частности, свидетельствует и коэффициент общей ликвидности, который уже на протяжении 15 месяцев остается на уровне 0,5. Это выше, чем средний показатель ликвидности среди 200 крупнейших отечественных банков.
Среди потерявших собственный капитал по итогам месяца оказался и НРБ. Правда, потеря $7 млн для банка, входящего по капитализации в двадцатку крупнейших банков страны, – величина крайне незначительная. К тому же у руководства банка сейчас есть проблемы поважнее, чем наращивание собственного капитала. Дело в том, что в начале минувшего месяца «Газпром» объявил, что собирается продать свой 40-процентный пакет акций. При этом почти никто не сомневается, что покупателями столь крупного пакета станут, скорее всего, нынешние акционеры банка, то есть структуры, близкие Александру Лебедеву, главе НРБ. Так что, надо полагать, уже к концу года в России станет больше банков, полностью подконтрольных инсайдерам. Как минимум не один.
Очевидно, что полный контроль над кредитной организацией со стороны инсайдеров по-прежнему остается самой популярной моделью владения банками в стране. И все это несмотря на многочисленные разговоры о необходимости повышения стандартов корпоративного управления в отечественном банковском секторе, который подразумевает среди прочего и привлечение сторонних инвесторов в российские банки.
Впрочем, в недостаточном качестве корпоративного управления российских банкиров стоит винить в самую последнюю очередь. Они предприниматели и действуют наиболее рациональным образом в сложившейся экономической обстановке. Вот уж кого и следовало бы упрекнуть за недостаточное внимание к проблемам банковского сектора, так это Центральный банк и правительство. Многочисленные дискуссии на тему благоустройства отечественной банковской системы уже давно стали переливанием из пустого в порожнее. Особенно впечатляет тон победных реляций, которые чиновники ЦБ публично раздают в последние недели. Замечено: количество отчетов об успешно проделанной работе особенно возрастает непосредственно перед отставкой главы того ведомства, которое их публикует.
Более подробно о перипетиях борьбы российского Центрального банка против отечественной банковской системы читайте в нынешнем выпуске «Ко-Банки».