Без дозаправки
Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил о намерении продать часть принадлежащих компании автомобильных заправок в США. Сеть насчитывает свыше 160 АЗС в штатах Пенсильвания и Нью-Джерси. Напомним, что в 2004 году ЛУКОЙЛ заплатил $266,75 млн за 795 станций в США, увеличив их общее количество до 2000. По условиям сделки в пересчете на одну станцию получается сумма в $335 000. В 2007 году компания уже заявляла о своем желании реализовать 162 заправки, указывалась даже приблизительная цена в $138 млн ($850 000 в пересчете на станцию), однако сделка сорвалась. С лета прошлого года цены на бензин в США снизились более чем в два раза, потребление также сократилось. Скорее всего, чтобы продать часть заправок в нынешних условиях, ЛУКОЙЛу придется предложить существенную скидку к цифрам прошлого года. Диапазон цен в $450 000 – 600 000 в расчете на одну станцию представляется участникам рынка и аналитикам более оправданным, однако не исключено, что цена может оказаться ниже. В конечном счете, все будет зависеть от того, в каком состоянии окажется конъюнктура рынка в среднесрочной перспективе и от ожиданий потенциального инвестора. В любом случае российская компания не останется в убытке, уверены эксперты. Вопрос лишь в том, чтобы в нынешние непростые времена найти структуру, готовую вложиться в проект. Что касается остальных заправок, то в ближайшее время ЛУКОЙЛ скорее всего продавать их не будет, так как они более рентабельны, нежели те, которые находятся в Пенсильвании и Нью-Джерси. Учитывая прогнозы аналитиков, которые ожидают роста цен на энергоносители в среднесрочной перспективе, этот бизнес способен и дальше приносить неплохие дивиденды, либо его можно в перспективе продать с неплохой премией к первоначальной цене.
Демпинг неизбеженПортфельный управляющий «Пилгрим Эссет Менеджмент» Ольга Изюмова:
«Цели, которые ставил себе ЛУКОЙЛ при выходе на американский розничный рынок, – диверсификация поставок нефтепродуктов, увеличение мощностей терминала в Варандее, а также извлечение дополнительных доходов. Как говорил Леонид Федун, на тот момент «маржа на американском рынке выше, чем в Европе», что соответствовало относительно устойчивой конъюнктуре рынка потребления и планам компании выстроить вертикально интегрированную схему сбыта. Но реальность вносит коррективы. Когда продажи автомобилей в США снижаются за год практически в два раза, сокращение присутствия ЛУКОЙЛа в секторе розничных продаж топлива выглядит оправданным».
Ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров:
«Снижение прибылей в переработке и сбыте в данном регионе руководство ЛУКОЙЛа заметило более полутора лет назад, но быстро сбросить теряющие привлекательность активы оказалось затруднительно. Покупать АЗС в США может тот, кто готов ждать нового отраслевого цикла, то есть около 1,5 – 2 лет. Теоретически такую возможность имеет «Сургутнефтегаз», но какой смысл приобретать такую мизерную долю? Сейчас сеть АЗС ЛУКОЙЛа может стоить от $150 000 до $800 000 за станцию в зависимости от расположения, среднесуточного потока, числа колонок, то есть верхняя граница за 162 станции – около $130 млн. Сумма небольшая, но неясно, когда актив начнет приносить устойчивую прибыль, а встроить его в структуру сбыта собственной продукции практически невозможно».