Без драйвера
"Общий объем нового бизнеса увеличился на 60%, по-видимому, это выше ожидаемого прироста в целом по РФ. Значительно вырос в компании сегмент легкового и коммерческого автотранспорта: отчасти это связано с общим увеличением продаж этого вида техники, отчасти - с приоритетной ориентацией компании на данный сегмент", - рассказывает директор департамента развития ООО "РЕСО-Лизинг" Сергей Калинин. "Стабильно высоким в 2012 г. оставался спрос на лизинг грузового автотранспорта, в связи с тем, что это наиболее ликвидное имущество и оно пользуется наибольшим спросом", - подтверждает начальник юридического управления ОАО "Облик" Ирина Хомутова. То же самое можно сказать и о строительной технике. Сегмент лизинга оборудования устойчиво рос в машиностроении и металлообработке, что объясняется сильным износом и устареванием производственного парка по стране в целом: предприятия нуждались в быстром переоснащении основных средств в целях стимуляции роста производства, и такой инструмент, как лизинг, являлся для них оптимальной схемой развития. Энергетическое оборудование по объему лизинговых сделок за год занимает устойчивое второе место. "Данная тенденция отчасти обусловлена выполнением ряда государственных программ, направленных на рост энергоэффективности России в целом", - поясняет Ирина Хомутова.
"Рост продаж строительной и специальной техники связан с продолжающимся ростом дорожного строительства. Свой вклад в рост рынка строительной техники вносят также правительственные программы на уровне регионов по поддержке малого и среднего предпринимательства", - добавляет руководитель отдела развития бизнеса ООО "ФБ-Лизинг" Алексей Карев. На рынке оборудования также наблюдалось увеличение активности. Наиболее активно в настоящий момент развиваются направления по переработке вторичного сырья из-за ужесточения экологических требований на государственном уровне.
Также увеличилось число запросов на обновление основных фондов в системе ЖКХ, сегменте очистки воды и в энергетике. Малые и средние предприятия предпочитают воздерживаться от серьезных вложений в развитие новых направлений производства, вместе с тем, активно идут модернизация и автоматизация процессов на уже имеющихся производствах, что требует закупки технологичного оборудования. "Если говорить в целом о рынке лизинга, то сегментом - драйвером рынка в 2012 г. снова стала железнодорожная техника: она составила половину всего объема новых сделок за три квартала 2012 г.", - констатирует Алексей Карев. Хотя во втором полугодии 2012 г. темпы роста рынка лизинга замедлились. "Это было связано со снижением цен на полувагоны, на которые приходится более половины отрасли, и они в последнее время являлись одним из основных драйверов рынка лизинга, - поясняет директор по развитию Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимир Добровольский. - Также повлияло и снижение числа очень крупных сделок, а они занимают две трети всего рынка".
Отсутствие новостей - тоже новость
"Наибольшее влияние, как ни странно, оказало отсутствие каких-либо значимых событий (на рынке лизинга в 2012 г. - Прим. "Ко"). Рынок не испытывал потрясений и давления, поэтому развитие шло по нарастающей, продолжала развиваться конкуренция между лизинговыми компаниями, которые вводили новые продукты, новые виды услуг, что было на руку потребителям-лизингополучателям", - отмечает Сергей Калинин. С ним не согласен Владимир Добровольский, считающий основным событием 2012 г. вступление в силу постановления правительства № 1212, в соответствии с которым российские авиакомпании могут возмещать часть своих расходов по внесению лизинговых платежей в случае приобретения самолетов для региональных и местных перевозок, в том числе это касается импортных воздушных судов.
Кроме того, с 1 сентября 2012 г. введен утилизационный сбор на новые и подержанные автомобили всех категорий, который обязаны платить импортеры или граждане, ввозящие иномарки в Россию. "Данное событие пока не оказало существенного влияния на рынок, поскольку у дилеров еще остались автомобили, ввезенные до 1 сентября 2012 г., однако в дальнейшем это может повлиять на увеличение стоимости автомобилей", - говорит Владимир Добровольский. Ирина Хомутова отмечает рост активности региональных лизингополучателей, что отразилось и на деятельности ОАО "Облик" - число обращений из регионов и количество сделок устойчиво растет, особенно в Уральском и Северо-Западном федеральных округах. Она также указывает на усиление интереса к лизингу в предпринимательской сфере, отнесенной к малому и среднему бизнесу. Подобная тенденция связана с увеличением возможностей субсидирования лизинговых сделок государством. Для получения субсидии субъекту МСБ достаточно обратиться в уполномоченный региональный орган, им может быть региональное министерство экономического развития или фонд поддержки предпринимательства, хотя условия и объемы, в зависимости от регионов, могут различаться. "Несмотря на потенциальные хорошие возможности, лизинг недвижимости по-прежнему продолжал вызывать больше вопросов, нежели ответов и решений. В этом сегменте по-прежнему продолжают присутствовать сложности в процессе реализации договоров лизинга объектов общей долевой собственности или отдельного объекта недвижимости на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности. Препятствует развитию и невозможность заключения договоров лизинга объектов незавершенного строительства", - заключает Ирина Хомутова.
В ожидании новостей
Судя по всему, начавшееся во втором полугодии 2012 г. замедление на рынке лизинга продолжится и в 2013 г. Рост промышленного производства снизился в широком спектре отраслей. Данное снижение может усилиться в связи с планами ЦБ РФ по ужесточению денежно-кредитной политики. "Также сокращается и поступление иностранных инвестиций в Россию, однако в январе-ноябре внутренние инвестиции в годовом исчислении возросли на 8,4%. Таким образом, мы смотрим на рынок лизинга в 2013 г. со сдержанным оптимизмом", - говорит Владимир Добровольский. Темпы роста рынка замедлятся, но при этом все же останутся сравнительно высокими. Если говорить о цифрах, то прогноз ГТЛК по приросту на 2013 г. - 15-20%. "Мы не видим в этом замедлении большой проблемы, так как в предыдущие несколько лет отрасль росла опережающими темпами, и от низкой базы, поэтому естественно, что рынок не может расти по экспоненте до бесконечности", - рассуждает эксперт. "Ожидаем "сжатия" на российском рынке лизинга в связи с резким падением спроса со стороны железной дороги. Ж/д состав по-прежнему будет составлять наибольшую долю в продажах, но она существенно упадет по сравнению с 2012 г. Мы прогнозируем снижение объема с 55 до 25-35%", - подтверждает генеральный директор "МКБ-Лизинг" Александр Кожевников.
В связи с падением доходов ж/д перевозчиков возможны дефолты и реструктуризации среди лизинговых компаний, активно работающих с этим сегментом рынка лизинга. Многое будет зависеть от внешних факторов, прежде всего от ситуации в еврозоне и США. Проблемы высоких задолженностей некоторых европейских стран до сих пор не решены. Еврозона находится в рецессии. США удалось избежать секвестра практически в последний момент, также, скорее всего, страна сможет продолжать заимствования до 19 мая 2013 г., однако в этом году вопрос о расширении лимита заимствований и секвестре будет поднят еще не один раз. "В таких условиях наиболее динамично станут развиваться компании с государственным финансированием. Для ГТЛК 2013 г. должен оказаться позитивным. Мы намерены еще более активно сосредоточиться на государственных инициативах. К тому же, в январе 2013 г. мы размещаем облигаций на площадке ФБ ММВБ", - резюмирует Владимир Добровольский.
Наибольший интерес игроков рынка лизинга и в прошлом году, и на сегодняшний день вызывает розница. Практически все крупные компании либо объявили, либо реализуют активную политику в розничных продажах. В первую очередь это связано с тремя основными факторами:
- Перенасыщение подвижным составом в железнодорожной отрасли при условии, что ж/д перевозчик в последние годы - это основной потребитель лизинга в России. Как следствие, лизинговые компании, особенно государственные, ищут новые направления развития, например розничные, чтобы компенсировать "выпадение" основного фактора роста последних лет.
- Замедление инвестиционного спроса со стороны крупного бизнеса и ожидаемое сокращение бюджетных инвестиций.
- Высокая маржинальность данного сегмента.
Источник: "МКБ-Лизинг"