Top.Mail.Ru
архив

Без излишеств

Начав свои рейсы в Москву, GermaniaExpress выступила пионером в освоении рынка бюджетных услуг, которым до сей поры пренебрегали отечественные компании. Условия, а главное, цены, предлагаемые немецким оператором, могут стать ориентиром для российских предприятий, оценивающих перспективы нового рынка.

 

Строительство бизнеса в России GermaniaExpress (Gexx) начала по классической для бюджетных компаний схеме – массовая услуга по минимальной цене. В отличие от арабских авиакомпаний CataraAirways и Emirtes, также начавших полеты в Москву в августе, немцы предпочли не тратить денег на активную рекламную кампанию. Августовский дебют в Москве мог пройти вообще незамеченным, если бы не одно обстоятельство, привлекающее к подобным компаниям внимание пассажиров во всем мире. Полет из Москвы в Мюнхен или Берлин на рейсе Gexx в один конец стоит 111 евро. Для сравнения: билет «Аэрофлота» на аналогичный рейс в оба конца обойдется как минимум в 300 евро, у европейских «грандов» Lufthansa и British Airways расценки еще выше – соответственно 458 и 504 евро. В зависимости от расстояния Germania предлагает всего пять фиксированных тарифов на билеты – 44, 77, 88, 99 и 111 евро.

 Разница в ценах, уже позволившая бюджетным компаниям отъесть солидную долю пирога у традиционных перевозчиков в Европе, образуется за счет максимальной экономии на всем, кроме безопасности перелетов (экономить на этом – себе дороже). Gexx, к примеру, экономит даже на билетах. То есть билетов в принципе не существует. Клиент просто бронирует место через Интернет-сайт авиакомпании, а на регистрацию приходит с распечаткой, подтверждающей факт бронирования.

 

Чартерная «дочка»

Экономность и неприхотливость Gexx в определенном смысле «родовое» качество. Компания BerlinerFlugRingGmbH, которая работает под брэндом GermaniaExpress, является дочерней структурой чартерного оператора Germania. Основной владелец материнской компании Хайнрих Бишоф – фигура в немецком авиабизнесе легендарная. Под его управлением компания, начинавшая с нескольких стареньких «Каравелл», смогла стать одним из лидеров чартерного бизнеса в Германии.

Среди главных причин успеха Germania отраслевые аналитики называют жесткую систему управления и контроля издержек, а также постоянное стремление к экспансии. По тому же пути сразу пошла и «дочка». Компания, начавшая полеты всего три месяца назад, быстро нарастила свой парк за счет удачной покупки лайнеров обанкротившейся USAirways. Собственный авиафлот компании включает 54 лайнера, в том числе 17 лайнеров Fokker-100, которые планируется использовать для развития российского бизнеса. Расширение парка позволило компании форсировать «географическую экспансию». В настоящее время самолеты Gexx уже летают на 16 маршрутах внутри Германии, а также в Австрию, Италию, Испанию, Турцию и некоторые другие страны. Особый упор при этом делается на развитие курортных направлений – Пальма-де-Майорка, Ибица и Ницца. До конца года, по мнению управляющего директора компании Юргена Брансе, самолеты Gexx перевезут не менее 500 000 пассажиров, что принесет как минимум 40 млн евро дохода. В 2004 году доход компании планируется на уровне 200 млн евро.

За несколько месяцев существования компания успела не только расширить свой парк и увеличить число маршрутов. Серьезные изменения произошли и в топ-менеджменте компании. Первым управляющим директором Gexx был «ветеран» Мустафа Мускат, который вместе с Хайнрихом Бишофом стоял у истоков успеха материнской компании. Однако вскоре вместо него на пост директора был приглашен профессионал бюджетного авиабизнеса Юрген Брансе, возглавлявший до этого low-cost авикомпанию 1-2-Fly, принадлежащую немецкому туристическому гиганту TUI (бывшая Preussag). Предложенная Брансе модель бизнеса Gexx полностью удовлетворяла жестким представлениям владельца Germania об экономичности и эффективности бизнеса.

Так, ключевые элементы этой системы – это полный отказ от предварительного бронирования билетов, обязательная платность всех услуг на борту самолета и отказ от привлечения посредников к продаже билетов. Кроме того, были введены весьма высокие тарифы за дополнительные услуги. К примеру, изменение даты вылета, времени или фамилии обойдется дополнительно в 25 евро. За каждый дополнительный килограмм груза доплата установлена на уровне 5 евро.

Впрочем, несмотря на эти драконовские условия, компания не страдает от нехватки пассажиров. Установленные ограничения не выходят за рамки общей для всех дискаунтеров концепции: если вы доставляете пассажиров в нужный пункт назначения быстро и без опозданий – причем делаете это максимально дешево и удобно, – то люди непременно будут пользоваться вашими услугами.

 

Немецкая угроза

По мнению аналитика ИК «Проспект» Алексея Зайцева, интерес Gexx к России вполне естествен. Сейчас Россия достаточно перспективный рынок для зарубежных авиакомпаний. Сентябрьский кризис 2001 года Россию в отличие от других стран практически не задел. На протяжении последних двух-трех лет объемы перевозок росли гигантскими темпами. Объясняется это ростом доходов в России, где все больше людей предпочитают авиаперелеты. Тем более сейчас разница тарифов авиа- и железнодорожных перевозок невелика, а многие авиакомпании предлагают тарифы даже ниже железнодорожных.

При этом Зайцев уточняет: «На российском рынке не закрыты две ниши: premium-сектор и тот сектор, который может обслуживаться компаниями, предлагающими низкие тарифы на услуги за счет экономии на сервисе. Приход немецкой компании открывает этот сектор для активного освоения как российскими, так и иностранными компаниями». На первом этапе, пока рынок не насыщен, конкуренция будет, естественно, невелика, но со временем она, безусловно, усилится.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что бюджетный бизнес Gexx в России может серьезно повлиять на рынок авиауслуг уже в ближайшее время. «Germania – это большая проблема для «Аэрофлота» и других крупных российских авиаперевозчиков», – утверждает аналитик. Помимо ценовых соображений важен и фактор восприятия компании клиентами. Выбирая между российской и немецкой компаниями, пассажиры эконом-класса почти наверняка, по ее мнению, выберут именно Germania. В результате у «Аэрофлота» и других останется небольшое число бизнес-пассажиров.

Прямые конкуренты Gexx из Lufthansa внешне проявляют спокойствие по поводу выхода этой компании на российский рынок. Представитель пресс-службы Lufthansa дал такую характеристику «новичку»: «Germania – это относительно небольшая региональная авиакомпания, предоставляющая минимальный набор услуг для ограниченной категории пассажиров». Поэтому, по его мнению, «есть основания надеяться, что наша аудитория, наши пассажиры будут и в дальнейшем пользоваться услугами Lufthansa».

Практически в тех же выражениях отзываются на появление Gexx в России представители отечественных компаний. Так, представитель «Аэрофлота» заявил, что присутствие Germania не может создать для российского предприятия серьезных проблем: «У нас разные рынки. У «Аэрофлота» уже есть «свой» пассажир. Это люди, которые в состоянии летать и платить за соответствующий сервис соответствующую цену. Может быть, туда (в Germania) перейдут пассажиры железнодорожного транспорта и он будет менее востребован».

 

Germania вместо Польши?

Отчасти эта точка зрения находит косвенное подтверждение в том внимании, с которым к появлению Germania отнеслись турфирмы, специализирующиеся на организации автобусных туров в Европу. Дело в том, что с 1 октября этого года Польша, через территорию которой пролегает большая часть автобусных маршрутов в Германию и другие западноевропейские страны, переходит на визовый режим пересечения границы для граждан России. По мнению аналитиков, промежуточный визовый барьер сразу же снизит привлекательность экскурсионных туров, включающих наземный транзит через Польшу. «Если никаких поблажек для транзитников не будет, нам, конечно, придется пересаживать часть своих туристов на самолеты. В связи с этим появление еще одного перевозчика, ориентированного на низкобюджетную категорию пассажиров, можно назвать своевременным», – говорит директор туркомпании «Анкор» и председатель автотранспортной комиссии Российского союза туриндустрии Ольга Санаева. Однако перспективы сотрудничества московских турфирм и немецкой авиакомпании будут зависеть от позиции самой Germania. По словам г-жи Санаевой, хорошей альтернативой наземному транзиту через Польшу рейсы немецкой авиакомпании смогут стать, только если она предложит турфирмам возможность заблаговременно бронировать места, а также специальные групповые тарифы.

Еще по теме