Без крыльев под ледяным дождем
Английское и немецкое почтовые ведомства вынуждены были честно признаться, что не смогут доставить рождественские подарки вовремя, и предложили своим клиентам ждать начала года.
В Америке ситуация выглядела едва ли не более драматичной. Например, компания UPS вынуждена была заявить, что снежный буран приостановил ее работу в штатах Мэн, Вермонт, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Виргиния, Северная Каролина и других, а FedEx отметила, что снегопады заставили ее остановить перевозки в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и Нью-Джерси.
Все на склад!
«Фактически с 25 декабря по 3 января 2011 года было отменено около 100 из 300 внутренних авиамаршрутов, использующихся для перевозки почты по России, и около 250 авиарейсов из Европы, которыми следовали как обычные, так и EMS-отправления», – рассказали в «EMS Почта России». Еще раньше из-за повышенной новогодней нагрузки в европейских и японских аэропортах скопилась почта из США и Китая (эти страны используют при работе с Россией не прямые, а транзитные схемы авиаперевозки). Кроме того, все отечественные авиакомпании в первую очередь занимались отправкой пассажиров, поэтому отмечались даже случаи объявления эмбарго на перевозку грузов и почты. В компании говорят, что только 6 января аэропорты передали операторам скопившуюся почту, когда последствия сбоя в работе Московского авиаузла были преодолены. Таким образом, на протяжении двух недель официально говорилось, что «почта» летит, но в реальности она находилась в складских помещениях аэропортов и не передавалась для обработки и доставки.
Почтовые каникулы
Чтобы хоть как-то разрешить сложившуюся ситуацию, в те регионы, с которыми было прекращено авиасообщение, компании экспресс-доставки почты начали перенаправлять свои потоки наземным транспортом. Однако и здесь они не смогли работать оперативно: резкое увеличение пассажиропотока на железной дороге из-за отмены авиарейсов заставило транспортников вывести часть почтовых вагонов из состава поездов. Движение автотранспорта также оказалось ограниченным из-за сильных снегопадов.
Усложнил ситуацию с доставкой корреспонденции и тот факт, что большинство профильных компаний не работало в праздничные дни. Офис TNT с 1 по 10 января 2011 года был закрыт, и выдача и прием отправлений не производились. Только один офис Pony Express принимал посылки до 5 кг, и то лишь 5 и 10 января. «Гарантпост» со 2 по 10 января не доставлял посылки по адресам, а только выдавал отправления в своем офисе. Все его службы начали работать в обычном режиме лишь с 11 января.
Кто ответит?
Фактически «EMS Почта России» стала единственной компанией, полноценно работавшей в период новогодних праздников и решавшей вопросы по мере их возникновения. Представители экспресс-оператора говорят, что еще в конце декабря предприняли необходимые экстренные меры. В частности, был удлинен график работы всех производственных подразделений. Для обработки и доставки привлекли дополнительные транспортные средства, компания добавила курьерские маршруты (в Москве их количество было увеличено до 160 против 100 в обычные дни), а также усилила смены в сортировочных центрах.
8 января аэропортовые службы возобновили отправку международных и внутренних авиаотправлений, что позволило уменьшить количество накопившейся в грузовых терминалах почты. Кроме того, компанией «EMS Почта России» было дополнительно задействовано 34 грузовых борта для отправки почты по 21 внутреннему направлению. В СПСР говорят, что до 10 января компания рассылала грузы и отправления, скопившиеся в результате отмены авиарейсов, и к концу прошлой недели она практически полностью выполнила обязательства по доставке перед клиентами.
Директор «EMS Почта России» Андрей Буданов рассказал, что в течение всех праздничных дней компания вела активную работу, что позволило к 17 января полностью нормализовать ситуацию. Кроме того, «EMS Почта России» намерена полностью компенсировать своим клиентам стоимость доставки международных отправлений, сроки которой были превышены более чем на три дня. Подобное решение о 100-процентной компенсации расходов из-за задержки в доставке остальные операторы поддерживать не торопятся. Например, как рассказала Елена Емельянова, согласно генеральным условиям доставки, если задержка произошла по вине компании, то DHL гарантирует возврат дополнительного тарифа, применяемого к услугам категории «Доставка к определенному времени» по России и за границу (до 9.00, 10.30, 12.00). В остальных случаях вопросы о компенсации рассматриваются в индивидуальном порядке.
При этом похоже, что ряд экспресс-операторов до сих пор испытывает трудности при работе в России. Так, неофициально сотрудники одного из крупнейших международных экспресс-операторов сообщили, что в компании продолжают действовать ограничения по отправке корреспонденции в нашу страну.