Без крыльев под ледяным дождем

24.01.201100:00

 

Впервые за последние двадцать четыре года Европа и Америка столкнулись со столь экстремальными погодными условиями. Снегопады и ледяной дождь парализовали работу международных аэропортов практически по всей Европе. Тысячи застрявших накануне католического Рождества пассажиров и сотни тысяч не отправленных в срок посылок – результат погодной аномалии. Обычный режим работы аэропорта бельгийского города Льеж, где расположен центральный сортировочный центр TNT, был нарушен, что стало главной причиной задержки компанией авиадоставки грузов по всей Европе. «Европейская дорожная сеть TNT возобновила работу в стандартном режиме только 26 декабря, – говорится в заявлении TNT, – а центральный авиационный сортировочный центр в Льеже – лишь с 30 декабря».

Английское и немецкое почтовые ведомства вынуждены были честно признаться, что не смогут доставить рождественские подарки вовремя, и предложили своим клиентам ждать начала года.

В Америке ситуация выглядела едва ли не более драматичной. Например, компания UPS вынуждена была заявить, что снежный буран приостановил ее работу в штатах Мэн, Вермонт, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Виргиния, Северная Каролина и других, а FedEx отметила, что снегопады заставили ее остановить перевозки в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и Нью-Джерси.

 

Все на склад!

В Россию ледяной дождь пришел 25 декабря. «Сильные снегопады в Европе и чрезвычайная ситуация в московских аэропортах отразились на работе всех компаний, так или иначе связанных с авиаперевозками, в том числе и на DHL Express, – отмечает директор по маркетингу DHL Express в России Елена Емельянова. – На некоторых направлениях были задержки, однако компания предприняла все необходимые меры, чтобы принимать и доставлять грузы и минимизировать влияние природных катаклизмов на операционные процессы». В DHL Express говорят, что в целом каких-либо серьезных сбоев в доставке грузов российским клиентам не наблюдалось. При этом, по словам Елены Емельяновой, на некоторых направлениях все-таки имела место несвоевременность доставки. В СПСР (всероссийский экспресс-оператор) также подтверждают задержки с доставкой, что связано с отменой авиарейсов в Шереметьево и Домодедово. Как рассказали в СПСР, работа компании была осложнена из-за отмены рейсов в столичных аэропортах и большого числа скопившихся из-за этого перед аэровокзалами автомобилей. «Службы аэропорта нас не проинформировали о сложившейся ситуации», – отмечают в СПСР.

«Фактически с 25 декабря по 3 января 2011 года было отменено около 100 из 300 внутренних авиамаршрутов, использующихся для перевозки почты по России, и около 250 авиарейсов из Европы, которыми следовали как обычные, так и EMS-отправления», – рассказали в «EMS Почта России». Еще раньше из-за повышенной новогодней нагрузки в европейских и японских аэропортах скопилась почта из США и Китая (эти страны используют при работе с Россией не прямые, а транзитные схемы авиаперевозки). Кроме того, все отечественные авиакомпании в первую очередь занимались отправкой пассажиров, поэтому отмечались даже случаи объявления эмбарго на перевозку грузов и почты. В компании говорят, что только 6 января аэропорты передали операторам скопившуюся почту, когда последствия сбоя в работе Московского авиаузла были преодолены. Таким образом, на протяжении двух недель официально говорилось, что «почта» летит, но в реальности она находилась в складских помещениях аэропортов и не передавалась для обработки и доставки.

 

Почтовые каникулы

Чтобы хоть как-то разрешить сложившуюся ситуацию, в те регионы, с которыми было прекращено авиасообщение, компании экспресс-доставки почты начали перенаправлять свои потоки наземным транспортом. Однако и здесь они не смогли работать оперативно: резкое увеличение пассажиропотока на железной дороге из-за отмены авиарейсов заставило транспортников вывести часть почтовых вагонов из состава поездов. Движение автотранспорта также оказалось ограниченным из-за сильных снегопадов.
Усложнил ситуацию с доставкой корреспонденции и тот факт, что большинство профильных компаний не работало в праздничные дни. Офис TNT с 1 по 10 января 2011 года был закрыт, и выдача и прием отправлений не производились. Только один офис Pony Express принимал посылки до 5 кг, и то лишь 5 и 10 января. «Гарантпост» со 2 по 10 января не доставлял посылки по адресам, а только выдавал отправления в своем офисе. Все его службы начали работать в обычном режиме лишь с 11 января.

 

Кто ответит?

Фактически «EMS Почта России» стала единственной компанией, полноценно работавшей в период новогодних праздников и решавшей вопросы по мере их возникновения. Представители экспресс-оператора говорят, что еще в конце декабря предприняли необходимые экстренные меры. В частности, был удлинен график работы всех производственных подразделений. Для обработки и доставки привлекли дополнительные транспортные средства, компания добавила курьерские маршруты (в Москве их количество было увеличено до 160 против 100 в обычные дни), а также усилила смены в сортировочных центрах.
8 января аэропортовые службы возобновили отправку международных и внутренних авиаотправлений, что позволило уменьшить количество накопившейся в грузовых терминалах почты. Кроме того, компанией «EMS Почта России» было дополнительно задействовано 34 грузовых борта для отправки почты по 21 внутреннему направлению. В СПСР говорят, что до 10 января компания рассылала грузы и отправления, скопившиеся в результате отмены авиарейсов, и к концу прошлой недели она практически полностью выполнила обязательства по доставке перед клиентами.

Директор «EMS Почта России» Андрей Буданов рассказал, что в течение всех праздничных дней компания вела активную работу, что позволило к 17 января полностью нормализовать ситуацию. Кроме того, «EMS Почта России» намерена полностью компенсировать своим клиентам стоимость доставки международных отправлений, сроки которой были превышены более чем на три дня. Подобное решение о 100-процентной компенсации расходов из-за задержки в доставке остальные операторы поддерживать не торопятся. Например, как рассказала Елена Емельянова, согласно генеральным условиям доставки, если задержка произошла по вине компании, то DHL гарантирует возврат дополнительного тарифа, применяемого к услугам категории «Доставка к определенному времени» по России и за границу (до 9.00, 10.30, 12.00). В остальных случаях вопросы о компенсации рассматриваются в индивидуальном порядке.

При этом похоже, что ряд экспресс-операторов до сих пор испытывает трудности при работе в России. Так, неофициально сотрудники одного из крупнейших международных экспресс-операторов сообщили, что в компании продолжают действовать ограничения по отправке корреспонденции в нашу страну.