Top.Mail.Ru
архив

Без лица

Уволив автора и ведущего программы «Намедни» Леонида Парфенова, гендиректор НТВ Николай Сенкевич принял, пожалуй, самое серьезное кадровое решение в своей жизни. «Намедни» – наиболее рейтинговая программа НТВ (средняя доля аудитории – 22,1% в Москве, 18,5% в России). Минута рекламного времени в передаче Парфенова стоила не меньше $15 000, сумма сборов за один эфир достигала как минимум $250 000, за год – порядка $15 млн. Это около 7,5% рекламных поступлений НТВ в прошлом году. Больше «Намедни» золотых яиц приносили каналу только сериалы и голливудские блокбастеры. Тем не менее Сенкевич решил «зарезать» эту «курицу».

Поводом к тому послужил опубликованный в газете «Ъ» приказ замгендиректора НТВ Александра Герасимова о снятии с эфира интервью с вдовой Зелимхана Яндарбиева. Руководство канала посчитало поведение Парфенова (очевидно, что документ журналистам предоставил именно он) грубым нарушением корпоративной этики. Дело, конечно, не столько в публикации приказа, сколько в самом факте появления в эфире сюжета, который, по мнению Герасимова, способен повлиять на ход катарского дела (два российских гражданина обвиняются в убийстве одного из лидеров чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева).

По словам Сенкевича, Парфенов не в первый раз нарушил обязательство следовать политике компании, указанном в его трудовом договоре. Действительно, в ноябре 2003 года Сенкевич уже снимал из эфира «Намедни» сюжет о книге Елены Трегубовой «Байки кремлевского диггера».

Роман Петренко, гендиректор канала ТНТ, входящего, как и НТВ, в холдинг «Газпром-медиа», говорит, что он как теленачальник понять решение Сенкевича может. «Когда на карту поставлено слишком многое, тележурналист должен соизмерять свои амбиции с действительностью, – замечает Петренко. – Безусловно, расстаться с Парфеновым – непростое решение. Оно бьет и по рейтингу, и по имиджу НТВ. Но, наверное, это было оправданно».

Но какими бы мотивами ни руководствовался Сенкевич, увольняя Парфенова (нарушение корпоративной этики, политическая некорректность программы, неуправляемость сотрудника), уход телеведущего создает гораздо больше проблем. Заменить «Намедни» и добиться тех же показателей по рейтингам и рекламной привлекательности не сможет ни одна программа НТВ (в Москве доля аудитории наиболее близкого по формату к парфеновскому проекту «Личного вклада» Герасимова в среднем не превышает 17,4%). Помочь может только «фабрика грез». «С точки зрения экономической целесообразности трагедии нет, – считает гендиректор «Видео Интернешнл» Сергей Васильев. – Удержать рекламодателей в этом тайм-слоте может голливудское кино. Расходы на производство «Намедни» и покупку фильмов вполне сопоставимы. Другое дело, что НТВ без «Намедни» – уже не НТВ. О «премиальной аудитории», которой когда-то гордился канал, можно забыть». Кроме того, все блокбастеры уже раскуплены. Каналы «делят» кинопоказ даже не 2005-го, а 2006 – 2007 годов, и НТВ будет очень непросто залатать брешь в воскресном прайм-тайме.

Но все это проблемы экономические, а «Намедни» и ее автор регулярно ставили руководство канала перед необходимостью решать политические вопросы. Выбор, сделанный Сенкевичем, свидетельствует только об одном: несмотря на все заявления, «Газпром», владелец НТВ, вовсе не стремится к экономической эффективности своих медиа-активов. Хотя их прибыльность, похоже, падает. Об этом косвенно свидетельствует решение последнего совета директоров «Газпром-медиа», рекомендовавшего собранию акционеров не выплачивать дивиденды за 2003 год.

Еще по теме