Без отрыва от производства
Обладатели диплома EMBA лучших мировых школ бизнеса могут претендовать не только на высокую зарплату, но и на участие в акционерном капитале компании, широкие полномочия и прочие «прелести» топ-менеджерской позиции. Но даже такие перспективы зачастую не могут заставить руководителя бросить хорошую работу ради будущей карьеры. Оказывается, выбирать между синицей и журавлем в данном случае необязательно.
На прошедшей в марте выставке World MBA Tour-2005 представители компании – организатора этого ежегодного мероприятия QS TopMBA, отметили интересную закономерность. Динамика спроса на американские и европейские программы МВА в очень большой степени зависит от экономической ситуации и общеполитической конъюнктуры. В то время как спрос на программы Executive MBA (EMBA) в последние пять лет стабильно растет на 10% ежегодно.
«Средний возраст кандидатов, поступающих на ЕМВА – 38 лет, их опыт управленческой работы составляет 6 – 10 лет, годовой доход – от $45 000. Эта категория людей, не получивших бизнес-образования в более молодом возрасте, уже имеет хорошие карьерные перспективы и не заинтересована отвлекаться от работы. В России таких людей довольно много. Именно они выбирают программы ЕМВА школ, имеющих кампусы в Европе», – пояснил Нунцио Квакварелли, руководитель компании QS TopMBA.
Кадровый резерв
По данным компании QS TopMBA, 70% поступающих на программы ЕМВА совмещают работу и учебу, 40% получают финансовую поддержку своих компаний. При этом важным критерием выбора программы является количество времени, которое придется проводить не на работе, и размер транспортных издержек. «Я уже просто перерос программу МВА и по возрасту, и по опыту работы в бизнесе, поэтому выбрал программу ЕМВА, – пояснил свой выбор Евгений Булгаков, вице-президент по развитию бизнеса ТНК-ВР. – Американские программы не рассматривал в силу их удаленности. Руководствуясь репутацией школ, в конечном итоге я выбирал между INSEAD и Лондонской школой бизнеса. Окончательное решение в пользу INSEAD было продиктовано более удобной формой обучения».
По наблюдениям Нунцио Квакварелли, если еще лет десять назад на ЕМВА поступали те, кто не планировал менять работу, то в последнее время все большее количество поступающих на ЕМВА начинают сами финансировать свое обучение, а после получения диплома примерно 30% выпускников меняют сферу деятельности. Так, Вячеслав Давиденко на момент поступления на ЕМВА в Chicago GSB в 2001 году был руководителем (и основателем) компании MBA Consult. «Со мной на курсе учились восемь соотечественников, в том числе президент Renaissance Capital Asset Management, – рассказывает Вячеслав Давиденко, сейчас – директор Renaissance Capital Asset Management. – После окончания я принял его предложение о работе в компании».
Российские менеджеры не хотят жертвовать работой ради престижного диплома МВА. «К 30 годам я понимала, что для дальнейшего карьерного роста мне необходимо получить международное бизнес-образование в школе, входящей как минимум в десятку лучших бизнес школ мира, – говорит Мария Жукова, руководитель проектов слияния и поглощения ТНК-ВР. – Однако, объехав шесть бизнес-школ по восточному побережью США (в том числе Wharton и Harvard Business School), я поняла, что эти программы не стоят того, чтобы на два года ради диплома и долга в $100 000 бросать карьеру, которая складывалась так удачно, и семью». В итоге Мария Жукова остановила свой выбор на программе International Executive Management школы Kellogg, форма обучения которой позволила ей не только сохранить свой доход, обеспечить необходимое внимание семье, но и развивать карьеру (в процессе учебы Жукова дважды сменила работу, родила второго ребенка и существенно увеличила свой доход). «Я вылетаю во Франкфурт в ночь с четверга на пятницу. Интенсивные занятия начинаются в 13.00 пятницы и закачиваются в 13.00 воскресенья (с перерывами только на шестичасовой сон). Такие уик-энды бывают три раза в течение двух месяцев», – делится впечатлениями Жукова.
В связи с появившейся склонностью выпускников ЕМВА к перемене места работы ведущие школы (Duke, Chicago, LondonBusinessSchool и др.) с 2004 года открыли доступ студентов ЕМВА к услуге карьерных служб. «Доступность услуг центра по развитию карьеры для слушателей EMBA – важнейшее изменение на программах этого формата, – полагает Дэниел Наги, заместитель декана школы бизнеса Fuqua School of Business (Duke University). – Услуги центра доступны для всех слушателей программ ЕМВА, отвечающих одному из двух критериев. Во-первых, ими могут пользоваться слушатели, оплачивающие свое обучение на 100% самостоятельно. Во-вторых, если учебу оплачивает работодатель, то слушателю нужно предоставить его письменное согласие. Слушатели ЕМВА могут принимать участие во всех семинарах и мастер-классах любой тематики: написание резюме, создание и использование сети знакомств, прохождение собеседования и т.д. Они также могут назначать индивидуальные встречи с консультантами по вопросам карьеры и проходить собеседования в кампусе с рекрутерами, заинтересованными в их кандидатурах. Помимо этого мы создали отдельную подборку резюме наших слушателей ЕМВА, которая рассылается сотням работодателей». Дэниел Наги отметил, что в 2004 году в кампусе Duke рекрутинг вырос более чем на 35%, и большинство слушателей программ МВА и ЕМВА получили по несколько предложений о работе.
В Chicago GSB в этом году произошли более радикальные перемены: школа закрыла свой кампус в Барселоне и открыла новый в лондонском Сити. По словам Гленна Сайкаса, управляющего директора европейского отделения Chicago GSB, в Лондоне, превратившемся в столицу финансов и коммерции Европейского союза, GSB сможет организовать больше конференций, мероприятий по карьере, встреч с выпускниками и представителями мирового бизнес-сообщества. Программа ЕМВА Chicagо, продолжительностью 20 месяцев, состоит из 16 модулей (3 модуля по неделе, остальные по две) и проходит в трех кампусах: в Чикаго, Лондоне и Сингапуре.
Кросскультурные маневры
Принципиальное отличие программ EMBA от стандартного MBA состоит не только в форме обучения и целевой аудитории, но и в целях программы. «Программа EMBA в INSEAD рассчитана на руководителей международного бизнеса, стремящихся поделиться своим опытом и узнать больше о лучших способах ведения бизнеса от представителей различных индустрий, стран и культур, – рассказывает Кэтлин Санчес, менеджер по маркетингу программы EMBA европейского отделения INSEAD. – У нас EMBA имеет три главные цели: управленческая компетенция в масштабах международного бизнеса, глобальное видение бизнеса и развитие лидерских навыков». Школы добиваются реализации поставленных целей несколькими путями. Во-первых, следят, чтобы состав учащихся был максимально «международным». Так, в INSEAD на EMBA сегодня представлено 26 государств. На EMBA в Chicago вместе с Вячеславом Давиденко учились топ-менеджеры из 42 стран, причем на время четырех модулей студентов специально перемешали, взяв по одной трети из каждого из трех кампусов (Сингапур, Барселона, Чикаго), и сформировали таким образом новые учебные группы. К концу обучения практически все слушатели успели познакомиться друг с другом в работе хотя бы над одним из проектов.
Во-вторых, для участия в EMBA школы привлекают не только собственных преподавателей МВА, но и преподавателей программ Executive Education из других школ. Например, среди преподавателей INSEAD – доктора наук (PhD) и доктора делового администрирования (DBA) университетов Harvard, HEC, MIT, Duke, Stanford, Chicago. «Количество дискуссионных вопросов, которые преподаватель задавал слушателям, и уровень интерактивности превосходили весь мой прошлый опыт обучения, – делится впечатлениями Евгений Булгаков. – Особенно меня поразила способность большинства преподавателей максимально доступным языком изложить сжато, ярко и грамотно предмет, на глубокое изучение которого обычно уходят годы». По отзывам выпускников, самыми искусными являются преподаватели ведущих школ США. Их занятия без натяжки можно назвать «хорошо поставленной театральной импровизацией», в которой кейсы из бизнес-практики, проблемные вопросы и анекдотические примеры цепко удерживают внимание слушателей, вовлекая их в интенсивное обсуждение темы. Стиль европейских преподавателей (в частности, из Германии) нередко напоминает слушателям alma mater. «Хорошо, если у такого преподавателя хватало здравого смысла и он приглашал на свой курс представителей компаний, – рассказывает Мария Жукова. – В противном случае лектор, страшно гордый своей научной степенью, что-то вещал в пространство, не обращая внимания на то, что одни слушатели спали, а другие сидели в Интернете. Справедливости ради надо сказать, что таких профессоров немного, и школа реагирует на негативную аттестацию преподавателей студентами по окончании курса. Как правило, их заменяют для следующих потоков слушателей».
В-третьих, мощный обучающий эффект ЕМВА достигается за счет комбинированного образования в ходе аудиторных лекций, групповых заданий, работы по проектам с помощью компьютерных программ, имитирующих ведение бизнеса, а также обучения в процессе деятельности. Данный подход требует серьезной самостоятельной подготовки к аудиторным занятиям – по признанию выпускников, на период учебы о празниках-выходных-отпусках придется забыть. «За три недели до начала очного модуля присылают материалы, которые нужно проработать: книги, специально подобранные распечатки и диски, – рассказывает Александр Макариков, директор по стратегическому планированию крупного алкогольного холдинга, выпускник Fuqua School of Business. – На дисках лекции по курсам: текст с графиками сопровождает голос «за кадром». Каждый диск содержит информацию по предмету, иногда сопоставимую с объемом книги. Поэтому преподаватель на занятии дает лишь вводную лекцию, а основное время уходит на обсуждение кейсов в рамках предмета». Так как обсуждаемые кейсы касаются деятельности ныне действующих международных компаний, то на занятия приглашаются представители этих фирм. Например, курс по Corporate Finance ЕМВА Kellogg вместе с профессором школы вел финансовый директор Lufthansa. Во время двухнедельного модуля ЕМВА INSEAD в Сингапуре был предусмотрен визит в Малайзию для встречи слушателей программы с первыми лицами малазийского Центробанка.
Слушатели ЕМВА бизнес-школы Duke за 19 месяцев обучения практически совершают деловое путешествие вокруг света, вылетая на модули в США, Китай, Испанию, Австрию, Чехию, Бразилию. «Каждый модуль предусматривает изучение трех предметов, при этом все они могут быть объединены одним общим кейсом, – поясняет Александр Макариков. – Например, один из модулей был посвящен курсам «Стратегия», «Управление затратами» и «Операционный менеджмент». Модуль проходил в Бразилии, и все три курса были связаны кейсом на примере бразильской компании Embraer (как компания выходила из кризиса и завоевала лидерство на международном рынке)».
Игры лидеров
В конце каждого модуля слушатели сдают экзамены: находят наилучшие решения кейсов, тестовых заданий, пишут бизнес-планы. Условия весьма жесткие. В Kellogg, где сдача всех экзаменов проходит во Франкфуртском кампусе или в авторизованном университете другого европейского или американского города, для Жуковой сделали исключение: она принимала условия экзамена по факсу в Москве и в течение строго определенного времени должна была отправить по факсу свое решение, написанное вручную. В INSEAD некоторые работы принимались по электронной почте. «Либеральный стиль преподавания не мешал жесткости в оценке приобретенных знаний: один преподаватель предупредил нас, что не будет принимать работы после 16 часов по сингапурскому времени, все работы, пришедшие хотя бы секундой позже, получат нулевые оценки. Он выполнил свое обещание с немецкой педантичностью, – вспоминает Евгений Булгаков. – Повторная сдача экзаменов не допускалась. Абсолютные оценки по стобальной шкале переводились в относительные оценки успеваемости в классе (в сравнении с другими участниками программы). Те, кто не смог набрать достаточного количества баллов по сданным экзаменам, не могли претендовать на диплом».
Как минимум половина экзаменационных заданий – это групповые проекты, которые выполняются слушателями, находящимися в разных частях света в режиме он-лайн (используется формат форумов, телеконференций). Решать управленческие задачи вне времени и расстояния – важное качество менеджера международного уровня. Чтобы научить слушателей легко и эффективно общаться в режиме он-лайн, школы устраивают игры-симуляции. «Весь класс делился на группы по пять человек, каждая группа разрабатывала стратегию развития своего бизнеса с нуля. Все компании конкурировали на рынке: каждой группой вырабатывался набор управленческих решений, которые одновременно загружались в компьютерную систему, – рассказывает Булгаков. – В ответ на наши действия система выдавала результаты деятельности остальных «компаний» (доля на рынке, рентабельность нашей фирмы по сравнению с конкурентами) и задавала новые экономические условия. Каждый наш шаг (пакет решений) соответствовал одному кварталу жизни компании. Игра только кажется простой. Наличие непредсказуемых обстоятельств, необходимость комбинировать все факторы, нивелировать риски и принимать нестандартные решения для достижения прибыли обеспечили участникам два бессонных месяца, пока игра не завершилась. Это был самый напряженный период за все время обучения».
В Duke, чтобы снять барьеры общения между самодостаточными лидерами бизнеса из разных стран, проводят тим-билдинг. На второй день пребывания слушателей в кампусе в Северной Каролине для прохождения первого модуля программы их отправляют в тренинговый центр Duke. «Тим-билдинг проводился под руководством психологов в лесу, – рассказывает Александр Макариков. – Слушателям, разделенным на группы по пять человек, предлагалось преодолеть полосу препятствий: пройти по узким бревнам над ручьем, перелезть через стену, выйти из лабиринта… Чтобы успешно выполнить эти задания, необходимо быстро договариваться между собой, страховать друг друга. В процессе таких занятий возникает командная связь, доверие к сокурсникам. На третий день я мог свободно подойти к любому слушателю и беспрепятственно общаться. Во время другого учебного модуля, который проходил в Китае, мы спускались с Великой Китайской стены».
Послевкусие
Оценивая программу ЕМВА школы INSEAD в целом, Булгаков посетовал на чрезмерное, с его точки зрения, время, которое уделяется проблеме лидерства: понимание слушателем своего места в коллективе, своей личности и стратегии дальнейшего развития своих лидерских качеств. Единственным минусом своего обучения на ЕМВА в Duke Александр Макариков считает неосуществленное желание – познакомиться изнутри с американскими компаниями мирового значения. Состав слушателей его потока более чем на половину составляли граждане США, которым гораздо интереснее было посмотреть компании развивающихся рынков. Основную ценность обучения в Kellogg для Марии Жуковой составили курсы, являющиеся визитной карточкой школы: «Маркетинг», «Ведение переговоров», «Разрешение конфликтов между предприятием и социальной средой». При этом Жукова довольно прохладно отозвалась о дискуссиях на базе кейсов в классе. «Во многих дискуссиях я представляла несколько иную точку зрения, чем мои сокурсники, поскольку по большей части сравнивался американский и европейский опыт, – поясняет Мария. – Их практики, например в части корпоративных финансов, вполне сопоставимы, но иногда малоприменимы для компаний развивающихся рынков».
Еще по теме



