Без пяти двенадцать

Глава Microsoft Стив Балмер еще никогда не испытывал недостатка как в добрых, так и в злонамеренных советах извне. Но с тех пор как топ-менеджер, вместе с товарищем по учебе Биллом Гейтсом создавший когда-то самый могущественный в мире концерн по производству программного обеспечения, неожиданно объявил об уходе со своего поста самое позднее в августе 2014 г., Microsoft прямо-таки насквозь просвечивается мировой общественностью. Поэтому совету управляющих нужно как можно быстрее найти возможного преемника для уходящего шефа. Ибо конкурентоспособность корпорации уже страдает от домыслов о том, как может выглядеть эра "после Балмера". И первые консультанты по персоналу уже открыли охоту на менеджеров Microsoft, дабы переманить их к конкурентам.


Вот ответы на пять важнейших вопросов о том, что будет дальше с этим гигантом.


1. Что должен сделать новый руководитель?

Ответ довольно прост: в меньшей степени укреплять нынешний бизнес, а вместо этого разработать реалистичный мастер-план того, каким должен стать концерн через пять лет. Балмера можно упрекнуть во многих упущениях, но Microsoft все еще относится к самым прибыльным предприятиям мира. С момента прихода на этот пост в январе 2000 г. Балмер увеличил оборот с $23 до $77 млрд и прибыль с $9,4 до $21,8 млрд, прежде всего потому, что он сильно расширил бизнес в сфере корпоративной клиентуры. Этому помогло то обстоятельство, что корпоративные закупщики благодаря доминированию Windows уже с младых ногтей были знакомы с продуктами Microsoft.

Преемнику Балмера теперь нужно будет перенести это преимущество в эпоху смартфонов и планшетов - на два растущих рынка, где Microsoft (по данным International Data Corporation, компании, занимающейся консалтингом и исследованием рынка) владеет жалкими долями, едва достигающими 4%. Молодое поколение потенциальных клиентов растет не с Windows на дисплее, а с Android от Google и iOS от Apple.

Оба конкурента, и прежде всего Google, оказывают влияние на пользователей, склоняя их к выбору мобильных вариантов программ и интернет-сервисов. Это относится прежде всего к таким бурно растущим экономикам, как Китай и Индия. У все большего числа потребителей первым компьютером будет не десктоп и ноутбук с Windows, а смартфон или планшет с другими операционными системами. Если преемнику Стива Балмера не удастся очень быстро изменить ситуацию, над Microsoft нависнет реальная угроза навсегда потерять ведущие позиции, прежде всего в массовом бизнесе с частными клиентами.


2. Какими качествами должен обладать новый руководитель?

Прежде всего он должен обладать авторитетом, достаточным для того, чтобы сплотить весь коллектив сотрудников Microsoft, насчитывающий 94 000 человек. Кроме того, ему придется противостоять поползновениям извне, например со стороны инвесторов. Так, Джеффри Уббен, глава хедж-фонда Value Act Capital, купивший акции Microsoft на сумму около $1 млрд, считает концерн недооцененным. Говорят, именно он потребовал ухода Балмера с его поста. Аналитик японской группы Normura Рик Шерлунд, наблюдающий за Microsoft на протяжении десятилетий, твердо убежден в том, что ответственным за неожиданную отставку Стива Балмера является Уббен.

Но кто мог бы "унаследовать" кресло главы Microsoft? Многие наблюдатели в США считают идеальным преемником Балмера его предшественника, основателя Microsoft Билла Гейтса. Правда, Гейтс тоже неправильно оценил тренды в Интернете и компьютерной области. Тем не менее он все еще считается человеком, обладающим видением будущего развития, а в стране с бурно развивающейся экономикой - Китае - его считают образцом и просто боготворят. "Основатели бизнеса - это личности, к которым относятся с уважением и которые в ряде случаев могут добиться гораздо большего, чем нанятые менеджеры", - подчеркивает американский эксперт по технологиям и футуролог Пол Сафо.

Примеры таких успехов - основатель Apple Стив Джобс или Ларри Пейдж (Google). Главное преимущество Гейтса: он обладает безграничным доверием со стороны всех сотрудников Microsoft и способен, видимо, отражать атаки извне. Впрочем, инсайдеры, имеющие тесные контакты с Биллом Гейтсом, считают домыслы о подобном развитии событий невероятными: взяв на себя управление повседневным бизнесом, Гейтс должен был бы забросить руководимый им фонд.

Однако был бы возможен некий дуэт "у руля" компании: Гейтс в качестве главы совета управляющих мог бы взять на себя роль основного стратега, а преемник Стива Балмера как руководитель концерна занимался бы повседневными делами бизнеса.

Самый вероятный кандидат в преемники Балмера - бывший топ-менеджер Microsoft Стивен Элоп. Он на протяжении трех лет пытается спасти переживающий плохие времена финский концерн Nokia, производящий мобильные телефоны. Элоп не только хорошо знаком с внутренними делами компании, на которую прежде работал, но и прекрасно подготовлен к вызовам, существующим в бизнесе торговли смартфонами.

Обсуждались также кандидатуры членов правления Microsoft Жюли Ларсен-Грин и Терри Майерсон. Жюли Ларсен-Грин до сих пор отвечала за развитие Windows, в будущем она должна была бы заняться аппаратными средствами. Терри Майерсон же назначен шефом отдела производственных систем. Для решения вопроса с преемником была создана команда, куда наряду с Балмером входит и Гейтс. Кроме того, Microsoft дала задание кадровому агентству Heidrick-and-Struggles заняться поиском возможных кандидатур.


3. Нужно ли разделить Microsoft?

Аналитики и менеджеры хедж-фондов, такие как Дэвид Айнхорн из Greenlight Capital, много лет требуют, чтобы концерн, производящий программное обеспечение, выделил в отдельный бизнес сферу обслуживания частных клиентов. В результате была бы создана компания наподобие Apple, фокусировавшая бы свою деятельность на смартфонах, планшетах, игровых и телеприставках и интернет-сервисах для клиентов. Другая же часть Microsoft смогла бы сконцентрироваться на корпоративных и бизнес-клиентах.

В условиях, когда разница между частным и профессиональным использованием этих продуктов все больше стирается, успехи обоих направлений помогали бы друг другу.

Следствие: поскольку все важнее становится тесное переплетение таких услуг, как аппаратное и программное обеспечение и интернет-сервисы, а также их получение "из одной руки", Microsoft, например, должна была бы предлагать все больше собственных аппаратов, вместо того, чтобы полагаться на партнеров - Lenovo, Acer или Samsung, которые до сих пор производят аппаратные средства.

Впрочем, разделение Microsoft противоречило бы линии Стива Балмера, собиравшегося превратить софтверный концерн Microsoft в компанию, предлагающую и аппараты, и сервисы - в некий Microservice.

В качестве компромиссного решения между обеими стратегиями мог бы послужить примером вариант, практикуемый Google. С одной стороны, этот гигант Интернета предоставляет производителям смартфонов и планшетов, таким как Samsung и HTC, свою операционную систему Android и интернет-сервисы, с другой - у него есть Motorola, тоже выпускающая смартфоны и планшеты.

В любом случае новый руководитель должен как можно скорее принять решение. Для Microsoft часы показывают без пяти двенадцать, поскольку производителям аппаратного обеспечения становится все труднее зарабатывать деньги. Как те, кто работает с Windows, так и все другие в силу необходимости вынуждены включаться в продажу интернет-сервисов или средств коммуникации, но тем самым они вступают на территорию Microsoft.


4. Откажется ли Microsoft от поискового бизнеса в Интернете?

Создав поисковую машину Bing и связанные с ней картографические серверы, Стив Балмер истратил миллиарды долларов. Но благодаря его упрямству у нас хотя бы появился конкурент Google. Если Microsoft сложит оружие, у другого конкурента Google - Yahoo! - тоже возникнет гигантская проблема. Ведь компания Yahoo! отказалась от собственной поисковой машины в пользу платформы Microsoft.

Одной из опций для преемника Балмера была бы продажа поисковика Bing компании Yahoo!. Ее глава Марисса Майер нашла бы необходимые деньги, прежде всего если бы продала долю в успешном китайском предприятии по интернет-торговле Alibaba. Но с продажей поисковика Bing Microsoft лишится важного "строительного блока" при создании "концерна будущего", возможно, целиком ориентированного на мобильный Интернет. Поиск и презентация информации, а главное - ее анализ становятся все важнее. Они будут представлять собой гигантский рынок завтрашнего дня.


5. Что даст концерну Microsoft приобретение производителя мобильных телефонов Nokia?

Это было неизбежно, если есть намерение предложить Стивену Элопу принять эстафету у Стива Балмера. Ведь Microsoft и Nokia заключили стратегический альянс. Пригласить Элопа без полюбовной договоренности с финнами значило бы нанести сотрудничеству тяжелый урон или вовсе разрушить его. Но есть и другая причина, по которой Microsoft не может не помочь несущему финансовые потери производителю мобильных телефонов. Жалкие 4% рынка смартфонов, которыми владеет Microsoft, приходятся исключительно на Nokia. Если бы она обанкротилась или эксклюзивно перешла к Android, корпорация Microsoft лишилась бы последней возможности присутствовать на рынке смартфонов.