Без руля
Согласно отчету The Boston Consulting Group (BCG), подготовленному совместно с Всемирным экономическим форумом, в результате широкого распространения беспилотных автомобилей (БА) и такси-роботов количество машин на улицах может сократиться на 60%, выбросы выхлопных газов – на 80% и более, аварийность на дорогах – на 90%.
Появление БА приведет к кардинальным преобразованиям в жизни городов. Настоящая революция городской мобильности произойдет в результате роста востребованности такси-роботов. «Электрические такси-роботы с возможностью совместного использования могут значительно трансформировать и усовершенствовать городскую систему транспорта, ведь они улучшат доступность транспорта для большего числа людей, сделают улицы более безопасными и освободят пространство благодаря сокращению потребности в парковочных местах», – считает Николаус Ланг, старший партнер BCG и один из авторов отчета.
Опрос в десяти странах показал, что примерно 58% потребителей готовы попробовать БА. Молодежь проявляет наибольшую заинтересованность: 63% опрошенных моложе 30 лет хотят совершить поездку на полностью самоуправляемом автомобиле по сравнению с 46% людей старше 50.
Самое широкое одобрение БА получили в развивающихся странах. В Индии, например, 85% респондентов выражают заинтересованность в них, в то время как в Японии и Нидерландах потребители демонстрируют наибольшие сомнения (36% и 41% соответственно). В качестве двух основных причин заинтересованности в БА потребители называют удобство системы помощи при парковке и рост производительности при перемещении.
Потребители весьма конкретно представляют разницу между беспилотными и традиционными автомобилями. Более 35% предполагают, что БА будут гибридными, а еще 29% ожидают, что они будут электрическими.
Многие потребители готовы заплатить надбавку в размере $5000 или более за полностью самоуправляемую машину. Во Франции, Индии и Японии каждый второй потребитель готов платить больше за БА. Это обусловлено тем, что дополнительные расходы компенсируются экономией, например снижением платы за парковку, уменьшением расхода топлива и даже затрат на жилье, если жить дальше от дорогих центральных городских районов станет удобнее.
В рамках исследования также проводились интервью с представителями регулирующих органов из 12 крупных городов. Примерно 60% из них ожидают, что к 2025 г. по меньшей мере один город запретит владение традиционными автомобилями отчасти в результате создания парков такси-роботов. Еще 24% полагают, что это произойдет в 2030 г.
— По материалам The Boston Consulting Group