Без страховки

Страховой рынок в наступившем году ждут серьезные потери. Речь в данном случае идет не о сокращении объемов бизнеса, а об уходе наибольшего количества игроков по сравнению с другими финансовыми сегментами. По самым скромным подсчетам, в небытие могут кануть до 300 страховых брендов.

 

Если сравнивать с банковским рынком, то сокращение числа страховщиков проходит достаточно незаметно, хотя в количественном выражении цифры на этом рынке куда более впечатляющие. Если в 2009-м из почти 1000 действующих банков лицензий лишились менее 40, то, по данным МИГ «Страхование сегодня», с начала 2010-го было отозвано 90 страховых лицензий. Это притом что на начало прошлого года на рынке присутствовало 814 страховщиков. Таким образом, рынок покинуло более 10% его участников. «При этом 133 компании ... по мнению ФССН, находятся в зоне риска по своим показателям платежеспособности и финансовой устойчивости», – напоминает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. «Еще прошлой весной глава Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль прогнозировал, что страховой рынок страны в течение ближайших двух лет могут покинуть 200–250 компаний. Думаем, что этот прогноз имеет все шансы сбыться», – полагает генеральный директор страхового брокера «Капитал» Юрий Поляков. Напомним, что в 2009-м лицензий лишились 85 страховщиков. Прогнозы относительно наступившего 2011-го еще более неутешительны. «За год могут уйти более 300 компаний, однако данные изменения, несмотря на внушительность цифры, вряд ли окажутся замеченными, поскольку основные объемы сосредоточены буквально в первой двадцатке из более чем шестисот компаний», – отмечает Наталья Лесина. Действительно, по мнению председателя правления и генерального директора «Оранта Страхование» Райнхарда Стари, «дальнейшая консолидация приведет к тому, что на долю 30 крупнейших страховых компаний будет приходиться 90% всех сборов». Так что конечные потребители страховых услуг вряд ли заметят уход даже половины игроков рынка, ведь их доля в общем объеме страхового бизнеса России крайне незначительна.
«На мой взгляд, лакмусовой бумажкой для рынка станет 1 января 2012 г., когда будет ясно, кто из игроков готов к дополнительным инвестициям в капитал для развития бизнеса. По моим оценкам, около 30% страховых компаний не справится с этой задачей», – считает исполнительный директор СК «МАКС» Андрей Мартьянов. Все без исключения опрошенные «Ко» эксперты подтвердили, что основным драйвером ухода игроков, как и в банковском секторе, станет повышение требований к минимальному размеру капитала страховых компаний. Напомним, что с начала 2012-го минимальный уставный капитал страховщиков должен быть увеличен в четыре раза – с 30 млн руб. до 120 млн руб. «Эта норма вступит в силу 1 января 2012 г., однако мы уверены, что уже к середине 2011-го многие владельцы малых и средних страховых компаний задумаются об объединении или слиянии. Часть из них, вероятно, примет решение о выходе из этого бизнеса», – констатирует Юрий Поляков. «Статистика рынка показывает, что недобросовестные страховщики уже начали сворачивать свою деятельность... Полагаю, в следующие два года мы можем увидеть уход с рынка еще около 200 страховых компаний, – прикидывает Александра Лозовая. – Тенденция к консолидации рынка и «выдавливанию» с него мелких недобросовестных игроков напоминает мне происходящее в банковском секторе. Там тоже грядет ужесточение требований к капиталу, и наметилась тенденция на сокращение мелких банков». Но покинуть рынок могут не только мелкие и средние игроки, некоторые крупные компании, в последние годы делавшие упор на убыточное автострахование и демпинг в сфере тарифов, также могут попытаться «под шумок» закрыть бизнес. «В 2011 г. любой уход страховой компании из top-20 неминуемо повлечет рост недоверия страховщиков друг к другу и клиентов к страхованию в целом, – считает заместитель генерального директора страхового магазина «Эксперт» Александр Крючков. – На наш взгляд, брендированным страховым компаниям, входящим в различные top-списки, в следующем году необходимо решить в первую очередь вопросы с демпингом тарифов, так как продолжение «войны демпинга» может повлечь глобальное потрясение рынка, которое отразится на всех его участниках».