Без суда и следствия
«Ситуация, когда та или иная организация, пусть даже имеющая правомерный набор требований, способна остановить работу крупного холдинга, недопустима», – заявил Дмитрий Медведев. Объяснил он это тем, что государство в последние месяцы помогло банкирам, влило в финансовые структуры огромные деньги, и банки должны быть благодарны.
Но за что благодарить? Доступ к «длинным деньгам» имеют в основном государственные банки. У Альфа-банка есть вкладчики, перед которыми надо выполнять обещания по депозитам, кридиторы, в том числе зарубежные, которые просто так не согласятся на реструктуризацию долгов, как того требует от коммерческих структур президент.
Но почему «Базэл», набрав под покупку новых активов долгов и не справившись с их обслуживанием, не может расплатиться с компанией-кредитором, продав или передав ей данные активы? И почему эти активы могут уйти на Запад? Первый вице-премьер Игорь Шувалов уже заявил, что правительство может позволить Олегу Дерипаске расплатиться с иностранными кредиторами UC Rusal своими акциями. «Все долги должны быть погашены, и все договоренности – соблюдены», – сказал чиновник.
Павел Геннель, генеральный директор «Столичной финансовой корпорации»:
Президентский сигнал адресован тем, кто смотрит на сложившуюся кризисную ситуацию, как на возможность через банкротства должников провести новую «бархатную приватизацию» или просто хорошо заработать. Власть отнюдь не просит все простить избранным. Кредиторам и заемщикам предлагается договариваться и вместе выходить из кризиса. Договариваться, на мой взгляд, можно и нужно, и в пользу этого говорит тот факт, что в ситуации с долгами «Базового элемента» только Альфа-банк изначально занял столь непримиримую позицию, остальные же кредиторы согласились на отсрочки и реструктуризацию долга компании. Слова президента демонстрируют рынку, что власть понимает: и кредиторы, и заемщики – в одной лодке. Всем участникам рынка необходимо договариваться, с помощью государства или без, чтобы выйти из кризиса, сохранив если не экономику, то жизнеспособные отрасли и производственные цепочки. Если же вместо этого мы получим череду банкротств, остановок предприятий и последующих социальных потрясений, мало не покажется никому.
Ольга Беленькая, заместитель руководителя аналитического департамента ООО «Совлинк»:
Банкирам, даже несмотря на ущерб их бизнесу, не позволят останавливать работу крупных предприятий. Кредитным организациям придется идти на реструктуризацию долгов крупным компаниям. Остановка таких предприятий угрожает экономическими и социальными последствиями для целых регионов. А у государства не хватит средств, чтобы помочь всем. Объем госгарантий составляет всего 300 млрд рублей. Выборочный подход к кредиторам здесь также не подойдет. Поэтому чиновникам проще требовать от банков более лояльного подхода к заемщикам. Кроме того, позицию поддержки крупного промышленного холдинга обосновать проще, нежели банка. Поэтому давление на кредитные учреждения будет только расти. Тем более что Альфа-банк получил субординированный кредит от ВЭБа. Я бы, конечно, не стала интерпретировать слова президента, как некий призыв к крупным заемщикам не возвращать кредиты, хотя такая трактовка также возможна.