Безалкогольный гипермаркет
У французской сети гипермаркетов "Ашан" опять проблемы с алкогольной лицензией в России. 8 ноября продажи алкоголя прекратились в одиннадцати подмосковных магазинах сети. По оценкам исследовательской компании "InfoLine-Аналитика", сеть недополучает в день минимум 15,5 млн руб. выручки.
При этом сумма потерь будет увеличиваться день ото дня, так как покупатели, не найдя на полках магазинов спиртного, предпочтут другие гипермаркеты, и трафик в подмосковных "Ашанах" начнет падать. В середине декабря, как правило, объемы продаж шампанского вырастают в шесть раз, а водки - в два-три раза. Доля продаж алкогольной продукции в магазинах "Ашан" на подмосковном рынке составляет около 7%. По оценкам, в случае, если сети не удастся за десять дней вернуть на полки алкоголь, ежедневные потери выручки приблизятся к 40 млн руб., а суммарные - могут достичь 1,5-2 млрд руб.
В "Ашане" признали, что несут убытки. У компании 75 гипермаркетов по всей стране. Доля алкоголя в структуре выручки может составлять примерно четверть оборота, который по итогам 2012 г. оценивается в $8,3 млрд.
Особенно опасна эта ситуация в преддверии новогодних праздников: алкоголь покупатели начинают запасать уже с начала декабря. В сети пояснили: проблемы с лицензией возникли в связи с тем, что в августе 2012 г. изменились требования к документам, которые розничные сети подают в Росалкогольрегулирование (РАР). Отчет стал более детальным, чем раньше, теперь сети должны докладывать о количестве поступившего и проданного алкоголя в декалитрах, а также уточнять, от каких поставщиков они получали продукцию. Со столь детальным отчетом "Ашан" не справился, допустив ошибки в подсчетах, причем неправильные декларации он подавал дважды. Ошибки "Ашана" в РАР обнаружили в октябре 2013 г., и 8 ноября регулятор потребовал прекратить продажу алкоголя. В РАР сообщили, что удивлены ошибками "Ашана", так как другие, не менее крупные игроки рынка вполне справились с задачей.
Изначально Министерство потребительского рынка и услуг Московской области, приостановившее лицензии, сообщило, что готовит иск в суд с требованием аннулирования лицензии ритейлера. Однако позднее то же министерство, посчитав недополученные налоги, предложило другой вариант. В суд оно не заявляет, "Ашан" добровольно сдает старую лицензию и подает документы на новую. Сеть решила выбрать неконфликтный путь, по новой сдала документы на лицензию и теперь ожидает решения РАР о выдаче разрешения на торговлю алкоголем. Если РАР примет новые документы и не найдет в них ошибок, лицензию сеть сможет получить примерно через месяц-полтора. И магазины все-таки смогут продавать алкоголь хотя бы в самом конце декабря.
В подобной ситуации "Ашан" оказывается не первый раз, но этот случай стал самым тяжелым для ритейлера. В конце декабря 2009 г., в канун Нового года, запретили торговать алкоголем в самарском "Ашане". Тогда Арбитражный суд Московской области аннулировал у магазина лицензию на продажу крепкого алкоголя, удовлетворив иск Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Дело было связано с тем, что летом в местном подразделении "Ашана" было обнаружено около 2000 бутылок водки и коньяка с поддельными акцизными марками. Главное следственное управление при ГУВД Самарской области тогда даже возбуждало уголовное дело в отношении генерального директора российской сети гипермаркетов "Ашан" Жана Пьера Жермена по ст. 171 УК РФ ("Незаконное предпринимательство"). По версии следствия, самарский гипермаркет "Ашан" в течение полугода незаконно торговал алкоголем, несмотря на приостановку действия лицензии. Впрочем, сети удалось доказать невиновность и отвести обвинения в суде. Запрет на продажу алкоголя в самарском "Ашане" действовал около двух месяцев.
В том же году "Ашан" приостанавливал продажи алкоголя и в московских магазинах. Тогда столичные власти ввели новые требования учета оборота алкоголя в розничной торговле и запрашивали у французского ритейлера дополнительные сведения о логистических документах по передвижению товара внутри сети. У части магазинов французского ритейлера эти документы были оформлены с неточностями. В 2007 г. приостанавливалось действие лицензии у двух питербургских гипермаркетов "Ашан", причем это произошло опять же в самый горячий предновогодний период - 10 декабря.
Неприятности с лицензиями случались и у других ритейлеров. Так, в той же Самарской области лицензии лишались шесть гипермаркетов "Карусель" и 16 супермаркетов "Перекресток".
"Интересно, что "Ашан" насчитывает 75 магазинов, а неправильно оформлялись лицензии только у подмосковных точек продаж... Возможно, речь идет о проблемах сети, касающихся взаимоотношений с властями Подмосковья", - предполагает один из экспертов алкогольного рынка. В версию конкурентной борьбы особо никто не верит. От отсутствия алкоголя в "Ашане" в предновогодний год выиграют все его конкуренты - как другие сети гипермаркетов в Москве и Подмосковье, так и небольшие магазины "у дома", и даже онлайн-ритейлеры. К ним перетечет часть покупателей сети, не нашедших спиртное в подмосковных "Ашанах". Тем не менее "Ашан" всегда славился невысокой наценкой на алкоголь (около 15% против стандартных для рынка 40% и более) и широким ассортиментом. Возможно, часть покупателей подмосковных "Ашанов" предпочтет закупить горячительное в столичных магазинах этой же сети, если удастся доехать до них, с учетом предновогодних пробок.
Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям "Ашан Россия":
"В документы, которые сеть подает в Росалкогольрегулирование, вкрались ошибки. В августе 2012 г. изменились требования к отчетности, которую должны предоставлять ритейлеры. Отчетность должна стать более детальной. Ошибки были связаны с некорректной работой нашей IT-системы. В октябре 2013 г. ошибки в отчетности магазинов были выявлены ведомством. В данный момент мы уже подали документы на получение новой лицензии".
Дмитрий Потапенко, управляющей партнер Management Development Group Inc:
"Проблема "Ашана" в том, что французский ритейлер очень несговорчив. Речь может идти об интересе местных властей к тому, чтобы ритейлер занимался "социальными проектами", например, сам строил дороги. Западные ритейлеры не всегда идут на такого рода "взятки". А зачем тогда государство, если магазины должны сами и строить дороги, и создавать себе инфраструктуру?"
Елена Комкова, партнер Retail Training Group:
"В данном случае я не очень верю в то, что власти придираются к сети. Надо сказать, что "Ашан" имеет децентрализированную структуру. Если немецкая "Метро" жестко управляет своими магазинами из единого центра, то во французской "Ашан" полномочия директора каждого магазина довольно широкие. В такой ситуации ошибки могут быть совершены на низовом уровне, а высший менеджмент сети может о них не знать. Некоторое время назад я проводила эксперимент, целью которого было выяснить, продают ли алкоголь в сетях несовершеннолетним. И "Ашан" как раз оказался среди тех сетей, где алкоголь продали несовершеннолетнему. Очевидно, что персонал сети допустил просчет, о котором не было известно высшему менеджерскому составу".
Потери "Ашана"
Ежедневно сеть теряет в обороте минимум 15,5 млн руб. К концу ноября эта цифра достигнет 40 млн руб. ежедневно.
Доля продаж алкогольной продукции в магазинах "Ашан" на подмосковном рынке составляет около 7%.
Выручка сети в 2012 г. составила $8,3 млрд
Источник: "InfoLine-Аналитика"