Top.Mail.Ru
архив

Безответные начальники

Азартная все же это штука – поиски. Особенно поиски виноватых. Особенно в России. В условиях постоянно действующих раскладов, политической обстановки и информационных технологий найти виновного в каких-либо событиях и происшествиях, вызвавших серьезный общественный резонанс, практически невозможно. Виновного можно только назначить. Или перевести на него стрелки. Я сейчас веду речь не о группах перспективной молодежи с неустойчивыми или вовсе нарушенными нейронными связями в обеих лобных долях, а о тех, кто организовывал и проводил коллективный сеанс связи болельщиков на Манежной площади со спортсменами, играющими в футбол в далекой Японии.

Эти самые организаторы из московской мэрии о существовании вышеуказанных групп молодежи не знать не могли. Как, впрочем, и о том, что в отличие от обычных для стадионов жестких проверок на Манежной площади подобных процедур не будет, и пронести с собой можно будет и ножи, и цепи, и другие малоприятные инструменты. И уж тем более не могли не знать об этом в службах охраны общественного порядка. Поэтому объяснения вроде тех, что, дескать, сколько организаторы милиции заказали, столько на Манежную и было направлено, не выдерживают никакой критики. Несомненно, хороши и те и другие. Ведь когда это нужно городским властям, особенно на официальных мероприятиях, то милицейских нарядов в столице бывает столько, что хоть за город уезжай. Правда, эффект от них примерно такой же, как от не менее знаменитых планов «Сирена» и «Перехват». В отличие от ГОЭЛРО планы эти результатов не приносят, зато позволяют задействовать практически весь личный состав московской милиции. А раз дело в конце концов находится для всех, тогда зачем же кого-то сокращать? Конечно, мало кому из москвичей – а тем более гостей столицы – придет в голову, что милиция может их от чего-либо защитить, но все же массовые потасовки при большом скоплении милиции довольно затруднены. Что касается сетований городского милицейского руководства, что на стадионах потенциальных хулиганов можно отсекать по секторам, а на улице сделать это невозможно, то против этого возразить действительно нечего. Беда лишь в том, что все драки, погромы и потасовки последнего времени происходят как раз на улицах. И загонять погромщиков на стадион, чтобы там разбить их на сектора, совсем уж хлопотно. Ладно, если драку затеяли у метро «Спортивная» или у «Динамо». А если до ближайшего стадиона километров десять? Как тогда прикажешь перемещать правонарушителей на стадионы, чтобы пресечь их деятельность хорошо отработанным способом?

Конечно, есть более универсальные способы. Например, МВД предложило отменить футбольные трансляции на большом экране, в первую очередь на Манежной площади. Это было бы ничего, только сразу появляется соблазн из этих соображений вообще ограничить проведение массовых мероприятий, а затем и не совсем массовых. А лучше всего вообще не давать населению покидать свои квартиры – тогда не будет никаких массовых столкновений. А заодно снизится показатель квартирных краж. Хочется надеяться, что следующая трансляция футбольного матча пройдет спокойнее, только вот цена опыта, приобретенного мэрией и милицией, опять оказалась слишком высокой. А что самое печальное – так это то, что что-нибудь подобное неизбежно произойдет в другом месте и по другому поводу. Именно потому, что в реальной жизни за это никто не отвечает.

А все потому, что в России договор между гражданами-налогоплательщиками и исполнительными органами, призванными защищать интересы этих самых граждан (за их, заметьте, налогоплательщиков, деньги), существует лишь умозрительно. То есть услышать о нем можно, но вот увидеть его в действии – увы. На законодательную власть и на президента можно воздействовать через голосование. На исполнительную власть – нельзя ничем. Никакой чиновник, никакой милиционер при ненадлежащем исполнении своих обязанностей никакими конкретными гражданами – а значит, и обществом – не контролируется. Последствия от этого куда более серьезны, чем от безобразий на Манежной, но проблема эта существует на системном уровне, а потому не может быть решена путем чьей-либо отставки. Есть, разумеется, ведомственные положения и инструкции, в которых помимо обязанностей, возможно, предусмотрена и конкретная ответственность за невыполнение этих обязанностей. Только все это для внутреннего пользования и нам неведомо. Так что единственный способ контроля за исполнением неформализованного договора между гражданином и системой власти – это суд. Именно там любой гражданин может и должен получить ответы на главный русский вопрос «кто виноват?» и на вопрос сопутствующий «что с этим виноватым будут делать?». Получается, что реальная судебная реформа сегодня будет поважнее судьбоносного Закона о земле.

Еще по теме