Билеты еще не проданы
"Лет через двадцать будет одно телевидение". Эту фразу из кинофильма "Москва слезам не верит" вспоминают всякий раз, когда прогнозируют "смерть" кинопроката под влиянием более совершенных медиатехнологий.
А ведь кино и само когда-то было технической новинкой, и, глядя на его успехи, смелые люди предсказывали, что суперсовременная технология убьет древний театр. Но театр продолжает процветать, несмотря на все успехи прогресса, и кинематограф, чей возраст уже перевалил за сотню лет, тоже успешно отражает натиск и телевидения, и Интернета.
Если же говорить о нынешней ситуации, то она на кинорынке России даже лучше, чем на Западе.
На фоне Европы
В последние десять лет российский кинорынок демонстрировал быстрый рост. Суммы сборов ежегодно увеличивалась в среднем на 10%. Финансовый кризис не прервал этот положительный тренд, что, впрочем, неудивительно: в периоды национальных и мировых экономических коллапсов посещаемость кинотеатров и их доходы растут. В полном соответствии с этими тенденциями в 2008 г. доходы кинопроката в РФ выросли почти на 30%!
В прошлом году сборы в отечественном кинопрокате достигли почти $1,5 млрд, увеличившись на 13%, в то время, как на важнейших кинорынках Западной Европы этот показатель или остался на том же уровне, или даже незначительно снизился. Благодаря этому наш кинорынок по итогам 2013 г. занял второе место в Европе и шестое в мире, вследствие чего Россия постепенно входит в топ важнейших стран для кинопроката. Это заставляет американские киностудии менять стратегию, отказываясь от отрицательных русских персонажей и вводя в действие русских актеров и локации, узнаваемые местной аудиторией.
Как заявил "Ко" генеральный директор компании "Невафильм" Олег Березин, существует две основные причины хорошей статистики кинопроката в прошлом году. Во-первых, в конце 2013 г. на экраны вышло несколько особенно удачных в кассовом отношении фильмов, таких как "Сталинград". Во-вторых, улучшилась сама система учета продажи билетов в кинотеатры. Согласно прогнозу "Невафильм", быстрое и позитивное развитие российского рынка продолжится и в последующие годы, при этом темпы роста будут оставаться приблизительно на том же уровне, что и ранее: около 10% ежегодно.
Секреты посещаемости
Особый энтузиазм в потенциальных инвесторов должен был бы вселить тот факт, что увеличение сборов в 2013 г. произошло не столько за счет подъема средней цены на билет, сколько за счет роста посещаемости - она в прошлом году поднялась более чем на 10%. И по этому показателю Россия выглядит как "райское место" на фоне унылой Европы: в государствах ЕС посещаемость упала на 4%, в частности, на 4% в Великобритании и более чем на 5% во Франции.
Россия вышла на одно из первых мест в мире среди топ-рынков по показателю посещаемости на один кинозал. В среднем на один зал в 2013 г. было продано более 50 000 билетов, между тем, как в США только 33 000 билетов.
Разумеется, высокие показатели посещаемости на один кинозал объясняются тем фактом, что в РФ все еще гораздо меньше кинозалов, чем в развитых государствах. У нас имеется в среднем 2,2 экрана на 100 000 жителей, в то время, как оптимальным считается уровень в 4 экрана. По количеству экранов на душу населения Россия занимает одно из последних мест в десятке крупнейших кинорынков мира. Чтобы довести число кинозалов в стране до оптимального уровня, предстоит еще построить не менее 300 кинотеатров-мультиплексов.
Что же касается цены на билет, то повышать ее, видимо, уж просто некуда: если среднюю цену билета в кинотеатр привести к среднему доходу на душу населения, то в РФ одни из самых дорогих билетов в кино в мире.
Билеты с наценкой
Важной особенностью ценообразования на отечественном рынке являются высокие наценки за различные предоставляемые зрителям дополнительные премиальные опции. Российский зритель пока не "объелся" трехмерным киноизображением, явного падения спроса на 3D в РФ в отличие от США и особенно Западной Европы не наблюдается. Благодаря этому и наценка на "трехмерные" фильмы по сравнению с двухмерными у нас выше, чем в США и Европе.
Кроме того, в нашей стране одна из самых высоких надбавок в цене билетов премиумных кинотеатральных форматов, таких как IMAX. Их посещаемость тоже превышает заграничную. В ситуации, когда кинотеатр IMAX является частью мультиплекса, в США на него в среднем приходится 13% всех сборов многозального кинотеатра, в Азии - около 20%, а в России - 25-30%.
Если кинолента выходит одновременно в нескольких форматах, в том числе в IMAX, то на последний в РФ приходится 15% всех сборов фильма, причем IMAX планирует довести эту цифру до 25%. Сейчас в России 33 кинотеатра располагают возможностью показывать фильмы в формате IMAX, но, по словам Джона Шрайнера, отвечающего в IMAX за развитие кинотеатральной сети в РФ, в ближайшие три года их станет на два десятка больше. Контракты на строительство пяти залов уже подписаны с российской компанией Mori Cinema. Они откроются в новых развлекательных центрах в Иркутске, Мурманске, Архангельске и Москве. То есть наш зритель восприимчив к техническим новинкам кино.
Кинотеатры и магазины
Итак, в России еще имеется "пространство для маневра", чтобы строить кинотеатры, и одновременно есть демографические возможности для увеличения количества зрителей. Завлечь наших граждан в кино еще не удалось: по количеству проданных билетов на душу населения Россия занимает одно из последних мест среди важнейших национальных рынков. Отечественным кинотеатрам удается в год реализовать всего 1,1 билета на одного жителя, что примерно в два раза ниже среднемирового показателя.
Стоит отметить, что строительство современных кинотеатров тесно связано со строительством торговых центров, являющихся естественным местом расположения мультиплексов. Между тем в России, где все еще наблюдается дефицит торговых площадей, строительство моллов является одной из процветающих индустрий, которая играет роль драйвера в создании новых кинотеатров. В России, в отличие от США, торговый центр без кинотеатра практически невозможен, и все девелоперы обязательно хотят иметь у себя хороший кинотеатр. По мнению экспертов, активное строительство торгово-развлекательных центров фактически приводит к образованию избыточного предложения помещений для кинотеатров, что создает тренд на снижение ставок аренды, а это основная статья расходов кинотеатров.
Чего ждут от правительства
Разумеется, российского зрителя удерживает от культпохода в кино не только отсутствие кинотеатров в ближайших окрестностях, но и возможность посмотреть подавляющее большинство фильмов мирового кинематографа в Интернете. Пиратство - главнейший враг кинопроката и важнейший фактор, снижающий посещаемость кинотеатров. Потери киноиндустрии от пиратства оценивались в 2012 г. в $1 млрд, что незначительно меньше общей выручки кинотеатров. Если бы пиратство удалось полностью изжить, то только за счет этого сборы кинотеатров могли бы увеличиться в полтора-два раза.
Но именно в данном пункте вполне можно ожидать улучшения ситуации, поскольку сейчас государство занялось этой проблемой. Пакет законов, направленных на борьбу с незаконным скачиванием видеоконтента, был принят в России только в 2013 г., намного позже, чем в других развитых странах. И кажется, эти законы начали действовать: число скачиваний, а также количество сайтов, где выкладываются пиратские фильмы, уменьшилось. Рост посещаемости кинотеатров в 2013 г. также связывают с началом борьбы с пиратством на государственном уровне. Министр культуры РФ Владимир Мединский недавно выразил уверенность, что антипиратский закон "однозначно принесет пользу отечественному кино", добавив, что "поддержка фильмов может увеличиваться до бесконечности, но важно, чтобы права собственности сохранялись".
Не только кинопрокат
Впрочем, Россия - это не только динамично развивающийся кинопрокат, но и становящееся все более современным кинопроизводство. Отечественный кинематограф доказал, что способен снимать блокбастеры локального значения: фильмы "Сталинград", "Вий", "Легенда №17", "Горько!", продолжение "Елок" собрали в кинотеатрах рекордные сборы, одновременно создав тренд на увеличение доли картин российского происхождения в кинопрокате. По итогам прошлого года доля фильмов местного производства выросла с 15,5 до 18,1% в кассовых сборах. "Тем, что кинематограф и наш современный зритель нашли некую общую платформу, мы в равной степени обязаны популярному транснациональному голливудскому формату фильмов и тому факту, что российские кинематографисты постепенно учатся работать в этих новых условиях", - поясняет киновед и культуролог Кирилл Разлогов. Олег Березин полагает, что рост доли местных фильмов в кинопрокате - тендеция, характерная для большинства крупных национальных кинорынков, так что Россия находится тут в мировом тренде.
По мнению генерального директора компании "Каро премьер" Алексея Рязанцева, на сегодняшний день очевидна позитивная тенденция, связанная с тем, что наше кино стало конкурентоспособным на внутреннем рынке. "Однако в скором времени может наметиться другая проблема, - рассуждает Алексей Рязанцев - сегодняшних бюджетов не будет хватать для того, чтобы произвести качественный фильм. Между тем инерционные механизмы Голливуда в отличие от нас способны создавать все больше и больше качественных аттракционов и покрывать свои убытки и расходы за счет мирового проката".
Но экономическое благополучие национального кинопроизводства во многом объясняется тем фактом, что государство продолжает материально его стимулировать, финансируя лучшие проекты через Фонд кино. "Три года назад было принято решение о переформатировании фонда в целях поддержки кинопроизводства, - говорит исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев. - В результате мы сейчас имеем большое количество зрительских картин, которые обладают коммерческим потенциалом, и уже есть отдельные примеры удачных сделок по реализации международных прав. Причем не сделок ради самого факта, а с вполне ощутимыми деньгами. Это контракты на несколько сотен тысяч долларов. Я имею в виду анимационные проекты студии Wizart или, например, фильм "Метро", который уже год реализует свои международные права". Хиты компании Bazelevs Тимура Бекмамбетова "Горько!" и "Елки-3" собираются купить представители многих стран Европы, Азии, а также США.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии заявил о готовности кабинета рассмотреть предложение Министерства культуры о создании многопрофильного кинематографического центра, который займется производством детского, семейного и анимационного кино. По словам премьера, будут введены дополнительные меры поддержки проката отечественных фильмов, даже если они носят "экзотический" характер. Дмитрий Медведев отметил, что перед нами по-прежнему стоит задача повышения конкурентоспособности нашего кино. "Мы с вами прекрасно понимаем, что само по себе появление хорошего фильма - это еще не окончание работы. Очень важно, чтобы зритель такое кино посмотрел, а для этого кинотеатры должны быть заинтересованы в прокате российских картин", - подчеркнул Дмитрий Медведев. По его мнению, необходимо проанализировать механизмы дополнительной господдержки отечественных фильмов в прокате.
"На мой взгляд, российское кино более интересно, чем качественное азиатское кино, - говорит сопродюссер фильма "Вий" Олег Тетерин. - Все зависит от кассовых сборов. После успеха ленты "Вий" нас стали атаковать голливудские агенты, чтобы познакомили с творческой группой фильма для обсуждения потенциального сотрудничества. То же происходит и с любым другим локальным успешным кино. Как только национальные фильмы на родине бьют кассовые рекорды, то возникает интерес к режиссеру, сценаристу, актерам и продюсерам".
Рынок на пороге консолидации
В качестве важнейшей тенденции российского кинорынка эксперты часто называют консолидацию. Начало процессу было положено в 2011 г.: компания "Синема парк" купила компанию Rising Star Media (сеть кинотеатров Kinostar de Luxe). Благодаря данной сделке сеть "Синема парк" превратилась в крупнейшую в стране, отобрав лидерские позиции, прочно занимаемые до этого, у сети "Каро". Через год, в 2012 г. произошло слияние компаний "Формула кино" и "Кронверк синема". Возникшая в результате объединенная компания "Формула кино" сегодня является абсолютным лидером на рынках Москвы и Санкт-Петербурга и второй крупнейшей федеральной сетью в РФ по количеству залов.
Однако достижения этоих сделок могут быть легко побиты в будущем. Сегодня на рынке кинопроката существует три главных игрока: "Каро", "Синема парк" и "Формула кино". Игроки примерно сопоставимы по масштабам. Если любые две из этих трех кинокомпаний объединятся, то в результате возникнет лидер рынка, которого уже будет невозможно догнать догнать конкурентам посредствам органического роста. Такая "суперсеть" автоматически получит подавляющее преимущество над конкурентами. Очевидно, что существует потенциал для дальнейшей консолидации в отрасли и с участием более мелких игроков, в большинстве своем представленных в регионах. Олег Березин считает, что консолидация весьма вероятна, по крайней мере, потому, что российский рынок пока что действительно децентрализован: в РФ на рынке кинопроката действует свыше 500 независимых операторов. Эффект от консолидации и укрупнения вполне реален. Его легко увидеть, посмотрев на две предыдущие сделки по консолидации, проведенные "Синема парком" и "Формулой кино". В обоих случаях сетям удалось снизить издержки за счет устранения дублирующих административных функций, улучшенных условий по закупкам оборудования (а техническое перевооружение - одна из основных статей расходов современных кинотеатров), а также дополнительных доходов из-за эффекта масштаба.
Возможно, будущая "суперсеть" заинтересует крупных иностранных инвесторов и российский кинопрокат сможет подняться на новый уровень развития.
Показатели российского кинорынка, % | |||||
. | 2009 | 2010 | 2011* | 2012* | 2013* |
Всего российских фильмов в прокате | 78 | 73 | 70 | 82 | 80 |
Доля российских фильмов по всем фильмам в прокате | 24 | 20 | 16 | 16 | 13 |
Доля российских фильмов по числу релизов | 24 | 20 | 18 | 16 | 14 |
Доля российских фильмов по боксу в млн руб. | 23,9 | 14,6 | 6,9 | 15,3 | 18,5 |
Доля российских фильмов по посещаемости | 24,6 | 15,8 | 17,9 | 16,2 | 18,6 |
*календарные годы Источник: "Кинобизнес сегодня", Бюллетень кинопрокатчика, Rentrak, "Невафильм Research" |